Navigation bar
  Print document Start Previous page
 390 of 640 
Next page End  

поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерной моделью
является развитие при синдроме раннего детского аутизма.
Основа для дисгармоничного развития —
врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в
эмоционально-волевой сфере. Моделью этого типа развития могут служить ряд психопатий и так
называемые патологические формирования личности. См. Дети с отклонениями в психическом
развитии. (Ю. В. Гущин.)
ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕСЫЩЕНИЕ (нем. Psychische Sattigung термин школы К. Левина)
психическое состояние,
возникающее в процессе однообразной деятельности и/или при длительном
выполнении субъективно малосодержательной работы. Проявляется в неосознанном варьировании
способов исполнения и операциональной структуры действий, в потере интереса к работе (вплоть до
полного отказа от нее), чувстве отвращения, желании переменить обстановку; при значительном П. п.
возможны аффективные срывы. Генез и формы проявления состояния П. п. впервые экспериментально
исследовались в школе Левина. В клинической практике П. п. рассматривается как один из симптомов
ряда психических заболеваний и неврозов (В. Н. Мясищев). В производственных условиях П. п. может
возникать как следствие монотонной работы, что в значительной мере обусловлено индивидуальными
особенностями работающего. Развитие выраженных форм П. п. провоцирует увеличение текучести
кадров, серьезные нарушения трудовой дисциплины, прогулы, ухудшение социально-психологического
климата в группе. Профилактика П. п. в прикладных условиях ведется с помощью обогащения
содержания труда, рационального чередования рабочих нагрузок, учета индивидуальных особенностей
при подборе и расстановке кадров. (А. Б. Леонова.)
ПСИХОАНАЛИЗ нгл. psychoanalysis)
направление в психологии, основанное австрийским
психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в.
П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов.
Результаты
психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни —
сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат
действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в
центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация (см. Стремление). П.
был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии (см. Ассоциациям).
П.
рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения
различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и
топической (структурная организация психики). Впервые в едином теоретическом контексте были
поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений,
смысловой и
энергетической характеристик психики,
ее структурной организации и психодинамики. Свое
философское завершение П. Фрейд получил в спекулятивной концепции развития общества,
происхождения морали, искусства, религии.
Становление взглядов Фрейда прошло 2 основных этапа. На 1-м этапе была разработана
динамическая модель психики, включающая представление о 3 ее сферах — сознательном,
подсознательном, близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых
двух особой психической инстанцией —
цензурой.
Цензура выполняет 2 функции: 1) вытесняет в
область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и
желания; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в
сознание. Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека —
в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах.
Начиная с 1920-х гг. П. приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности,
в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Структура Оно содержит
врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные
влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под
двусторонним давлением Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и
запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и
близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы
личности (см. Защита психологическая), а также сублимацию бессознательных влечений — замещение
запретных влечений социально приемлемыми действиями. По Фрейду, творчество человека
результат преобразования его энергии либидо.
Для истории П. характерны как широкое распространение его идей в области теории и практики,
так и непрекращающиеся до настоящего времени попытки их ревизии. См. также Катарсис, Комплекс
Эдипа, Фрейдизм, Неофрейдизм. (А. Н. Ждан.)
Hosted by uCoz