Navigation bar
  Print document Start Previous page
 394 of 640 
Next page End  

обследования, принцип психокоррекционного эффекта обратной связи, а также соответствие
используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям). (Д. А. Леонтьев.)
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА см. Динамические характеристики психических
процессов, Свойства индивидуальности.
ПСИХОДРАМА (англ. psychodrama) направление групповой психотерапии, использующее в
качестве основной техники сценическую форму действия.
Основоположником П. был Я. Морено
(Moreno). Годом рождения П. считается 1921 г., когда был создан проект «Театр спонтанности».
Морено следовал идее о том, что в основе человеческого существования лежит двойной принцип
спонтанности и творчества.
Исходя из клинических наблюдений и жизненного опыта, он сделал
вывод, что создание ситуаций, в которых эти принципы высвобождаются, полезно для проработки
проблем самого разного рода. Описывая психодраматический метод, он выделяет 5 основных
инструментов: сцену субъекта (пациента), режиссера, штат вспомогательных помощников (или
вспомогательные эго, Я) и публику. Каждый из этих элементов играет определенную роль. Так, сцена
дает пациенту жизненное пространство, в котором он может почувствовать себя свободным, позволить
себе самовыражение. При этом на сцене могут появиться не только «реальные» субъекты и объекты, но
и внутренние персонажи пациента, которые именно в этой ситуации находят себе место. Сам субъект
(протагонист в терминах П.) при этом должен реализовывать на сцене тот или иной элемент своей
частной, конкретной жизни. В рамках П. ему предлагают пережить и сыграть самого себя и ту
ситуацию, в которой он оказывается. При этом провозглашается принцип участия, согласно которому в
ситуации пациента принимает участие большое число персонажей — и внутренних, и реальных. Как
пишет Морено, «реальности не только боятся, но ее вызывают». Режиссер П. выступает в качестве
постановщика, терапевта и аналитика. Он, во-первых, руководит происходящим на сцене, следуя
прямым указаниям или улавливая малейшие намеки пациента; во-вторых, он взаимодействует с
пациентом в качестве психотерапевта; в-третьих, в качестве аналитика он предлагает свои
интерпретации происходящего. Вспомогательные Я — это участники группы, играющие значимых в
жизни пациента людей. Они одновременно являются «дополнением» терапевта (ко-терапевтами) и к
самому пациенту, проигрывая его ситуацию. Зрители, не принимающие непосредственного участия в
П., но присутствующие при игре, с одной стороны, реагируя на происходящее, осуществляют
воздействие на протагониста, а с другой стороны, сами оказываются в позиции пациента, воспринимая
и сопереживая разворачивающемуся действию. Классическая П. состоит из 3 частей: 1) разогрев, во
время которого активизируется спонтанность и креативность участников группы, формирует групповую
сплоченность и групповую психодинамику и помогает участникам сосредоточиться на своих личных
проблемах; 2) само драматическое действие, когда выбранный протагонист осуществляет и руководит
проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может применять различные техники для помощи
протагонисту, такие как обмен ролями, дублирование (один из участников группы присоединяется к
протагонисту и активно участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (протагонист
становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль исполняет др. участник
группы) и др.; 3) шеринг (shearing),
заключающая часть П., в процессе которой участники делятся
своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а также рассматривают сходства собственных
жизненных ситуаций с происходившим во 2-й части.
В целом, метод П. имеет своей целью помочь людям научиться решать свои проблемы в рамках
микрокосма группы, свободной от обычных социальных норм и правил, через проигрывание своих
фантазий, проблем, страхов и т. п. (А. А. Корнеев.)
ПСИХОЗ (англ. psychosis)
— психическое заболевание с определенной (но не всегда ясной)
этиологией, патогенезом и клинической картиной, включающей выраженные формы психических
расстройств, специфические сочетания которых составляют психопатологические синдромы.
ПСИХОЛИНГВИСТИКА (англ. psycholinguistics)
— наука, предполагающая комплексные
исследования речевого поведения психологами и лингвистами. Обладает самостоятельным, по
сравнению с лингвистикой и психологией речи, предметом исследования. Как таковая возникла
сравнительно недавно (1950-60), будучи вызвана к жизни прежде всего потребностями практики
(обучение языку, восстановление речи при ее нарушении, исследования в области инженерной
психологии).
Амер. психолингвисты видят свою цель в изучении отношений между сообщениями и
характеристиками участников коммуникаций, в частности в изучении процессов, способствующих
превращению намерения говорящего в сигналы (кодирование),
а сигналов — в интерпретации
слушающего (декодирование); они определяют П. как учение о процессах кодирования и
Hosted by uCoz