Navigation bar
  Print document Start Previous page
 406 of 640 
Next page End  

перевоспитании правонарушителей, проблемы социальной адаптации и реадаптации осужденных, а
также проблемы личности воспитателя. См. Адаптация социальная, Психология криминальная,
Психология правовая, Психология юридическая.
ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ — см. Клиническая психология.
ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ (англ. criminal psychology)
— отрасль юридической
(правовой) психологии,
изучающая психологические закономерности формирования противоправовых
установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатывающая методы и приемы
борьбы с противоправовыми установками личности в целях предупреждения преступлений. П. к. не
рассматривает преступность лишь как проявление изначально присущих человеку биологических
свойств или как порождение болезненных отклонений психики.
П. к. вскрывает психологические
механизмы преступного поведения, складывающиеся под воздействием комплекса причин, куда входят:
влияние отрицат. окружения, педагогическая запущенность, ошибки семьи и школы в воспитании детей
и подростков и т. п.
К актуальным задачам П. к. относится изучение роли и соотношения социально- и
индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения, мотивации различных
видов правонарушений, роли различных мотивов в преступном поведении, особенностей психических
состояний в условиях преступного деяния, психологии групповых преступлений и рецидивной
преступности. См. Психология исправительная, Психология правовая, Психология юридическая.
ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ см. Культурно-историческая
психология.
ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ — см. Медицинская психология.
ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ — см. Этнопсихология.
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (англ. educational psychology)
область педагогической
психологии,
изучающая закономерности всестороннего развития личности,
становление возрастных
психологических новообразований уч-ся в ходе обучения. П. о. направлена на поиск и создание
условий, способствующих управлению процессом учения;
при этом учение не сводится только к
овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая
мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих уч-ся), обеспечивающая усвоение
этих знаний.
Принципы П. о.: обучение строится на основе данных психологии о возрастных возможностях
развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития («зона ближайшего развития»); обучение
организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей уч-ся, но не на основе приспособления
к ним, а как проектирование новых видов учебной деятельности; обучение не м. б. сведено к передаче
знаний, к отработке действий и операций, а есть г. о. процесс формирования личности обучающегося,
развития мотивации его поведения;
развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а
только формирующая учебная деятельность.
Принципы П. о. положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности
преподавателя и уч-ся. Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью уч-ся
преподавателем. Психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас
знаний, умений и навыков школьников, способность применения знаний,
уровень сформированности
разных видов деятельности (учебной, трудовой), а также наличие новообразований в умственном и
нравственном развитии ребенка. См. Обучение и развитие, Проблемное обучение, Программированное
обучение, Психологическая педагогика, Развивающее обучение, Экспериментальное обучение.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ — см. Общая психология.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ — см. Объективная психология.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — см. Педагогическая психология.
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — см. Политическая психология.
ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОВАЯ.
1. Син. понятия «юридическая психология».
2. Характеристика психологической стороны правосознания, т. е. той сферы общественного и
индивидуального сознания, в которой отражаются явления правовой жизни. П. п. в этом 2-м значении
неразрывно связана с мировоззрением, с идейными убеждениями людей; она заключает в себе
субъективное отношение людей к правопорядку и действующим нормам права. П. п. складывается в
ходе формирования мировоззрения, а также в результате правового воспитания и обучения.
ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ —
отрасль психологии,
изучающая психику человека с полностью
или частично нарушенным зрением.
Син. тифлопсихология (от греч. typhlos — слепой). См. Зрения
Hosted by uCoz