Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 640 
Next page End  

установка», что создавало некоторые сложности и требовало разграничения с понятием установки,
разрабатывавшимся в рамках общей психологии, напр., в школе Д. Н. Узнадзе.
Основные различия
касаются самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового
опосредствования.
В. Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой А. (как
фиксированная социальная установка) помещается на уровне между элементарными фиксированными
установками (в понимании Узнадзе) и 2 более высокими уровнями: базовыми социальными
установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными
ориентациями. См. также Аттитюда изменение. (И. А. Мещерякова.)
АТТИТЮДА ИЗМЕНЕНИЕ (англ. attitude change)
— 1) процесс изменения ранее
сложившегося у индивида аттитюда;
2) область теоретических и эмпирических исследований в
социальной психологии и психологии личности. От естественной динамики аттитюда (т. е. процессов
порождения, фиксации, актуализации, элиминации и пр.) А. и. отличается целенаправленным
характером воздействия. В зависимости от того, кто выступает инициатором А. и., можно выделить 2
принципиально отличающиеся ситуации: 1) изменение собственного аттитюда (человек сознательно
пытается изменить свой аттитюд, что является необходимым компонентом различных программ
психотренинга и психотерапии); 2) изменение чужого аттитюда (воздействие на носителя аттитюда
оказывает посторонний субъект — персонифицированный или групповой, — нередко действующий без
согласия субъекта аттитюда, и даже против его желания).
Предложен ряд теорий для объяснения процессов и условий, посредством которых людей можно
склонить к смене их аттитюдов. В то время как социальные психологи бихевиористической ориентации
(К. Ховланд и др.) большое значение придают процессам научения,
в т. ч. социального, сторонники
когнитивного направления (Л. Фестингер, Т. Ньюком и др.) склонны объяснять А. и. разрешением
когнитивного диссонанса,
потребностью индивида восстановить когнитивное соответствие
(классическим примером служит диссонанс между негативным аттитюдом на объект и позитивным —
на человека, дающего этому объекту позитивную оценку). Одно из направлений исследования:
выявление условий, способствующих А. и. — характера информации (устрашающий, позитивный или
нейтральный); авторитетности источника информации; пассивности—активности субъекта изменения и
пр.
Попытки изменить аттитюды далеко не всегда бывают успешны. Даже если А. и. происходит,
оно не всегда может считаться эффективным, поскольку нередко аттитюд меняется в направлении,
противоположном предполагаемому (эффект бумеранга).
В зависимости от достигнутого результата,
А. и. подразделяют на позитивные (в желательном для инициатора направлении) и негативные (в
нежелательном направлении). См. Аттитюдов прививка. (И. А. Мещерякова.)
АТТИТЮДА ИЗМЕРЕНИЕ (англ. attitude measurement)
— процедура и результат численной
оценки уровня выраженности того или иного аттитюда.
А. и. покоится на допущении того, что
аттитюды как состояния сознания м. б. объективизированы и охарактеризованы с помощью к.-л.
численной меры. А. и. представляет собой особую методологическую проблему, решаемую
посредством процедур непрямого шкалирования, являющихся традиционной «палочкой-выручалочкой»
при необходимости представления субъективных, качественных данных в количественном виде. В
общем виде шкала для А. и. (син. шкала установки) включает определенным образом упорядоченное
множество суждений, отражающих континуум возможных вариаций установки (или определенного ее
компонента, напр., когнитивного или эмоционального).
Процесс А. и. подразделяется на 2 основных этапа — подготовительный и собственно
измерительный. Конечная цель 1-го этапа: конструирование измерительной шкалы. Этот этап, в свою
очередь, подразделяется на 2 фазы: 1) создание эмпирической системы описания аттитюдов (их
проявлений) и фиксация типа отношений между ними; 2) анализ полученных данных, упорядочивание
их и построение числовой системы, соответствующей одному из видов шкал (номинальной,
порядковой, интервальной или пропорциональной). Обычно используется большое множество
высказываний, которые предлагаются группе экспертов для оценивания; в итоговую шкалу отбирают
сравнительно небольшое число суждений из тех, что получили достаточно согласованные оценки. Эти
суждения образуют пункты шкалы, а соответствующие им оценки используются как численная мера
измеряемого аттитюда. Полученная шкала будет измерительным инструментом только в том случае,
если большинство (в идеале — все) опрашиваемые будут одинаковым образом интерпретировать
каждый ее пункт, что налагает особые требования к используемым языковым средствам и ограничивает
применение неадаптированных опросников.
На 2-м этапе разработанную т. о. шкалу (оформленную чаще в виде опросника) предъявляют
Hosted by uCoz