Navigation bar
  Print document Start Previous page
 423 of 640 
Next page End  

Элементы Р. о. вошли в содержание различных модернизированных программ по математике для
традиционной школы (Н. Я. Виленкин, Н. Б. Истомина, Л. И. Петерсон), а также в др. отечественные
дидактические системы, в частности «школу 2100» (А. А. Леонтьев и др.). Особый взгляд на принципы
Р. о. реализован в дидактической системе Л. В. Занкова, школы «Диалог культур» (В. С. Библер и др.).
Широкое распространение идей Р. о. стимулировало становление взгляда на систему общего
образования как развивающего образования в аспектах: общего концептуального взгляда (А. Г.
Асмолов, В. П. Зинченко, В. В. Рубцов, Ю. В. Громыко, В. И. Слободчиков), методов управления
школой (В. С. Лазарев), разработки содержания и методического обеспечения предметов для основной
средней школы (А. Б. Воронцов, Е. В. Высоцкая, С. Ф. Горбов, В. М. Заславский, Г. Н. Кудина и З. Н.
Новлянская, В. А. Львовский, Э. Сатбалдина, Е. В. Чудинова, Б. Д. Эльконин), способов организации
образовательной среды школы для обучения детей от 5 до 17 лет (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, В. А.
Гуружапов), методов психологической подготовки специалистов в вузе (В. П. Андронов). (В. А.
Гуружапов.)
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ (англ. development of perception).
В течение жизни человека
восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно Р. в. происходит в первые годы
жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько
созревание и приспособление врожденных анатомо-физиологических механизмов, сколько усвоение
выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение
более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности
(см. Деятельность детская),
предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А. В.
Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Ребенок рождается с относительно высокоразвитой анализаторной системой, с рядом
безусловных ориентировочных реакций,
которые заключаются в установке рецепторных аппаратов,
обеспечивающей оптимальное восприятие раздражителей. Уже на протяжении 1-го полугодия жизни
ребенка (1-6 мес.) в условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми, которое
вызывает и организует у ребенка ориентировку на внешние воздействия, в восприятии происходят
значительные изменения. Возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть,
схватывает и ощупывает предметы рукой (3-5 мес). На этой основе возникают интерсенсорные связи
между ориентировочными реакциями в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой,
осязательной). Ведущее место в этих связях принадлежит оральному обследованию объектов,
контролирующему их зрительное восприятие. Ребенок начинает воспринимать сложные комплексные
раздражители, узнавать и дифференцировать их. В 5 мес ребенок узнает мать. Восприятие становится
предметным. Возраст 6-12 мес характеризуется быстрым развитием двигательной системы (локомоций и
манипулирования).
У детей появляется первая форма ведущей деятельности
предметно-
манипулятивная. Эта деятельность требует константности восприятия,
которая постепенно и
складывается. Основным видом восприятия становятся воспроизводящие движения Органов,
моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей
преддошкольного (1-3 г.) и дошкольного (3-6/7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных
видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и
учебной). На ранних этапах этого периода (1-4 г.) восприятие непосредственно связано с практической
деятельностью детей. Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность,
приобретает относительно самостоятельное значение и свойства высшей психической функции
(произвольность и осознанность). См. Теория развития восприятия путем формирования
перцептивных действий.
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА (англ. motor development in children).
В отличие от
детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно
фиксированными механизмами регуляции движений.
Однако еще в период эмбрионального развития
мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы
наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации
венозного кровообращения и лимфотока (см. Пренатальное развитие, Новорожденность).
После рождения обнаруживаются след. виды двигательной активности: рудиментарные
двигательные рефлексы типа Робинзона, Моро, ползания по Бауэру и др. позно-тонические рефлексы, в
частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого
сосательного, защитного мигательного, движения глаз и, наконец, хаотические движения, часто внешне
недетерминированные и являющиеся в этом случае проявлением физиологической активности.
Указанные виды движений относятся к категории врожденных предпосылок развития в постнатальном
Hosted by uCoz