Navigation bar
  Print document Start Previous page
 425 of 640 
Next page End  

концу 1-го полугодия появляется узнавание,
а затем и воспроизведение образов отсутствующих
предметов. По мере того как ребенок овладевает навыками ходьбы и речи, память начинает быстро
развиваться в результате расширения его контакта с вещами и речевого общения со взрослыми. В
процессе обогащения чувственного опыта, его обобщения и закрепления в речи память детей
становится все более устойчивой и прочной. Если у годовалого ребенка впечатления сохраняются 1-2
нед, то к концу 3-го г. жизни они могут сохраняться до 12 мес. Переход от младенческой к взрослой
памяти осуществляется в результате как биологического развития (структуры мозга, участвующие в
консолидации следов, напр. гиппокамп, созревают через 1-2 г. после рождения), так и познавательного
развития (развитие речи детей, начало обучения в школе и пр.).
К
числу изменений памяти с возрастом относится, прежде всего, увеличение скорости
заучивания и рост объема памяти. Но наиболее существенные перемены по мере развития ребенка
происходят в качественных особенностях его памяти. Одна из таких характерных перемен — переход
от непроизвольной памяти, типичной для раннего возраста (до 4-5 лет), ко все более выраженному
произвольному запоминанию и припоминанию.
Существенным для характеристики памяти в детском
возрасте является развитие ее осмысленности. Дети старшего дошкольного и младшего школьного
возраста в процессе запоминания опираются не на абстрактно-логические отношения между
понятиями, служащие существенной опорой запоминания у взрослых, а на наглядно воспринимаемые
связи явлений и предметов. Дальнейшее Р. п. происходит в процессе обучения и воспитания детей в
школе, где они овладевают рациональными способами произвольного запоминания. При этом
непроизвольная память, включаясь непосредственно в сам процесс усвоения знаний, не только успешно
функционирует в условиях оптимальной организации учебного материала, но и готовит почву для
продуктивной работы произвольной памяти. (Т. П. Зинченко.)
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ (англ. development of mind)
последовательные, прогрессирующие
(хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и
качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых
существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей
средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни,
изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его
факторов. Научное изучение возникновения и Р. п. — путь познания ее природы и сущности, ее
жизненного значения.
В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности, т.
е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими
жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение.
Р. п.
сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Р. п.
характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных)
способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных
его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей
среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс),
становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности
людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см. Антропогенез). Особенности
психики человека, его сознание — продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план
выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением
младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой
др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями,
нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см.
Усвоение).
Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез
путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий
индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Задатки
способностей, Формирование способностей),
которые реализуются в общественных условиях его
жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе
взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения
общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами
общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную
деятельность (см. Ведущая деятельность, Обучение и развитие).
Постепенно человек становится
субъектом общения, учения,
познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой
Hosted by uCoz