Navigation bar
  Print document Start Previous page
 429 of 640 
Next page End  

расстройства. (Н. К. Корсакова.)
РЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. reautomatization)
восстановление ранее
сформированного, но временно расстроенного двигательного навыка;
устранение деавтоматизации
движений.
РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (англ. reaction formation)
механизм психологической
защиты, или компенсации, представляющий собой замещение в сознании и поведении чувства и мотива,
продуцирующего тревогу (конфликт,
напряжение), его противоположностью. Ненависть (напр., к
родителю того же пола, как предполагается в теории комплекса Эдипа)
заменяется и маскируется
любовью (реактивной). В поведении Р. о. часто является неестественностью, неадекватностью,
чрезмерностью: напр., робкий подросток вдруг становится отчаянно смелым; грубый и вспыльчивый
ребенок, страдающий эпилепсией, неожиданно меняется, демонстрируя слащавую вежливость и
предупредительность. Син. Инверсия. В небрежных переводах (с англ. на рус.) появился еще один син.
формирование реакции. См. также Защита психологическая. (Б. М.)
РЕАКТОЛОГИЯ (англ. reactology)
направление в сов. психологии 1920-х гг., характерное
для начального этапа поисков марксистской методологии психологической науки. Основателем Р. был
К. Н. Корнилов.
Центральное понятие Р. реакция.
С т. зр. Р., в основе поведения человека лежат не
физиологический рефлекс и не психическое переживание каждое порознь, а то и др. вместе, неразрывно
слитые в акте реакции как ответе живого организма на раздражения окружающей среды. Понятие
«реакция» имело след. отличия от понятия «рефлекс»:
а) универсальность (все ответные движения
организмов, включая одноклеточных); б) целостный ответ организма, а не одного органа; в) наличие
«психической стороны» (во всяком случае, у высших представителей животного мира).
Как подчеркивалось в Р., субъективная психология игнорирует ответные движения, занимаясь
лишь психическими состояниями, а объективная психология изучает исключительно ответные
движения, игнорируя субъективную сторону. Переработка же понятия «рефлекс» и расширение его
содержания до категории «реакция» будто бы способна дать «синтез» этих противоборствующих
направлений. Р. не смогла осуществить декларированный ею «диалектический синтез».
Она
подменила его сочетанием марксистских принципов с некоторыми механистическими подходами к
реакции как некоему «атому» психической жизни и поведения. Этот тезис обнаруживал родство Р. с др.
направлением в психологии —
рефлексологией.
Сведение в Р. и рефлексологии психической
деятельности к реакциям или рефлексам означало игнорирование специфического в механизмах
поведения человека, стирание качественных различий между сложнейшими процессами сознания и
простейшими ответами на раздражения окружающей среды. Р. подверглась острой критике в
методологических дискуссиях 1930-х гг., что привело к отказу от реактологических схем и устранению
Р. из психологии.
РЕАКЦИЯ (от лат. re
против + actio — действие) — действие, состояние, процесс,
возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом
смысле Р. означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. В психологии Р. — прежде
всего акт поведения, в т. ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ
на предъявление сигнала, но иногда Р. называют ощущения, представления, мысли, эмоциональные
переживания и даже настроения, возникающие в ответ на определенное воздействие; напр. Л. С.
Выготский писал о сложнейших эстетических Р. Любая Р. характеризуется скоростью, интенсивностью,
формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрику как отрасль психологии. В
зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных
науках выделяют разные виды Р., напр. поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.;
произвольные и непроизвольные Р. См. также Время реакции, Рефлекс.
РЕАКЦИЯ ВЫБОРА — см. Время реакции, Закон Хика.
РЕАКЦИЯ ДЕСИНХРОНИЗАЦИИ — см. Внимания физиологические механизмы.
РЕАКЦИЯ НАВЯЗЫВАНИЯ РИТМА — см. Методы электрофизиологические.
РЕАФФЕРЕНТАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. re против + afferens приносящий)
сформулированный нем. физиологами Э. фон Хольстом и Х. Миттельштедтом (1950) принцип
управления сенсорной активностью (см. Сенсомоторика); позволяет объяснить некоторые особенности
восприятия (напр., константность восприятия положения, или стабильность видимого мира).
Согласно Р. п., всякая эфферентная команда сопровождается прогнозом (связанным с эфферентной
копией) относительно последующих за ее выполнением изменений афферентации. Сравнение
фактических изменений афферентации с прогнозом позволяет, с одной стороны, оценить полноту
выполнения команды, а с др. — отличать изменения афферентации, вызванные собственной
Hosted by uCoz