Navigation bar
  Print document Start Previous page
 437 of 640 
Next page End  

произнесения, что позволяет корректировать последующее речепроизнесение (см. Кинестезии речевые).
Особо важную роль в системе обратной связи выполняет также слуховой контроль.
Возможны различные анатомические или физиологические дефекты Р. о., вызывающие более
или менее тяжелые повреждения в речепроизнесении (см. Речи расстройства).
РЕЧИ РАССТРОЙСТВА (англ. speech disorders) распад уже сложившейся речи (у взрослых)
или нарушение нормального развития речи у детей, вызванные различными заболеваниями. Р. р.
возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-
за дефектов периферической части слухового анализатора,
при поражении отделов ц. н. с.,
осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных
речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к
периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов (см.
Речи органы).
Выраженность Р. р. при поражениях периферического слуха (нарушениях среднего и
внутреннего уха и слухового нерва) зависит от времени возникновения этого расстройства, его степени
и применения различных сурдопедагогических и сурдотехнических средств.
При потере слуха в раннем детстве до овладения речью ребенок становится немым, если его не
обучают с помощью специальных методов (см. также Дактилология, Чтение с губ). Но даже в условиях
специального обучения речь глухих детей развивается более медленно, чем у нормально слышащих (см.
Психология глухих).
У глухих детей с большим трудом вырабатывается правильное произношение, а
также наблюдаются затруднения при формировании значений слов (особенно абстрактных) и
грамматического строя речи (Аграмматизм). Рано возникшие частичные нарушения слуха (тугоухость)
ведут к значительным Р. р., аналогичным тем, которые наблюдаются при глухоте. Вместе с тем
применение сурдопедагогических и сурдотехнических средств позволяет преодолеть Р. р. у
слабослышащих детей.
Нарушения слуха, возникающие в период после овладения ребенком речью или во взрослом
возрасте, ведут к некоторым Р. р., г. о. к нарушению внятности произношения, что можно избежать
путем проведения специальных занятий и использования звукоусиливающей аппаратуры.
Значительные Р. р. наблюдаются при поражениях речевых зон коры головного мозга. Если такое
поражение произошло в дородовой период или первые годы жизни ребенка, то образуется алалия. Если
же оно имеет место в более позднем возрасте, когда речь уже сформировалась, возникает афазия.
Разнообразные заболевания проводящих нервных путей, идущих от коры головного мозга к речевым
мышцам (псевдобульбарные и бульбарные параличи и др.), а также анатомические и физиологические
дефекты периферических органов речи ведут к дизартрии, косноязычию, афонии и др. Р. р. возможны
также вследствие неврозов и психических заболеваний: заикание,
нарушение нормальной речи при
истерических припадках и др. См. также Логопедия, Мутизм, Вербальная парафазия, Литеральная
парафазия, Парафазия. (Т. В. Ахутина.)
РЕЧИ ФУНКЦИИ (англ. speech functions)
роль речи в общественной и индивидуально-
психической жизни человека. Различают 2 главные Р. ф., теснейшим образом связанные между собой.
1-я — осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция).
2-й функции
речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития (интеллектуальная
функция).
В коммуникативной функции,
в свою очередь, принято различать (хотя эти различия не очень
точны) функцию сообщения и функцию побуждения к действию.
При сообщении человек может
указывать на к.-л. предмет (указательная, или индикативная, функция) и высказывать свои суждения
по к.-л. вопросу (предикативная функция, или функция высказывания).
Помимо сообщения о к.-л.
событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные
поступки, а также мысли, чувства, желания (функция побуждения к действию).
Речь побуждает
задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства
сожаления, возмущения, радости и т. п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности,
экспрессивности (иногда специально выделяют эмоционально-выразительную Р. ф.). В свою очередь,
выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов (важны живость,
образность языка, доступность для понимания), от речевой интонации и сопровождающих речь
выразительных движений (изменения позы, мимики лица, жестов).
Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те
или иные предметы, явления, действия, качества и т. д. В этой связи говорят о семантической (или
сигнификативной) Р. ф. Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваивая язык
Hosted by uCoz