Navigation bar
  Print document Start Previous page
 438 of 640 
Next page End  

как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним
логическими формами и операциями мышления.
Речь становится средством анализа и синтеза,
сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.
РЕЧЬ (англ. speech)
— исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет
собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил
общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам
языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития
науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Р. и язык современного человека — результат длительного исторического развития. Ребенок
усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р. (см. Развитие речи
детей).
Благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность
опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания.
Будучи
средством выражения мыслей людей в процессе их общения, Р. становится основным механизмом их
мышления.
Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без Р. (см. Мышление дискурсивное).
Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др. форм мышления (наглядно-
действенного и наглядно-образного). Р. тесно связана и со всеми др. психическими функциями-
процессами. Включаясь в процесс восприятия,
она делает его более обобщенным и
дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности
запоминания и воспроизведения; существенная роль Р. в воображении, при осознании своих эмоций,
при регулировании своего поведения и т. д.
Рассматривая Р. как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности,
психологи выделяют 2 неразрывно связанные функции Р. — общения (коммуникативную функцию) и
мышления (см. Речи функции).
Лексическая единица языка —
слово.
В слове различают его содержание (несколько типов
значений)
и внешнюю форму:
определенную совокупность звуков (в устной слышимой Р.), систему
зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой
Р.). В рус. языке свыше 200 тыс. слов, но далеко не все они употребляются каждым человеком в
общении с др. (см. Словарь активный, Словарь пассивный).
Слова делятся на слоги — произносительные единицы Р.; в каждом слове одни слоги
произносятся более громко, чем др. (громкость обычной разговорной речи колеблется от 30 до 75 дБ).
Слова в предложении произносятся неодинаково в зависимости от речевой интонации, звуковыми
средствами которой являются ударение, пауза, мелодия и темп (имеет значение и изменение тембра Р.).
С помощью интонации выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный
характер высказывания, понимание которого очень важно в процессе общения. В интонации,
обеспечивающей выразительность Р., обнаруживается отношение говорящего к тому, что он сообщает.
Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его
фонетики и лексики, но и грамматики. Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным
грамматическим категориям (существительным, глаголам, прилагательным и др.), и соединяет их в
предложения на основе правил грамматики и стилистики.
Принята дифференциация Р. на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю (см.
Автономная речь, Виды речи, Внутренняя речь, Импрессивная речь, Мимико-жестовая речь, Речь
письменная, Речь устная, Эгоцентрическая речь, Экспрессивная речь).
Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы — произнесение Р., ее
восприятие и понимание (см. Восприятие устной речи).
См. также Морфема, Психолингвистика,
Семантика, Фонема, Фонематический слух.
РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ (англ. writing, written speech)
— речь, реализуемая в форме, доступной
для зрительного восприятия. Под это определение подходит также мимико-жестовая речь (см. также
Амер. язык жестов).
В отличие от нее Р. п. закреплена в виде письменного текста, т. е. допускает
разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность
воспринимающему (читающему) использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже
прочитанному и т. п. Др. словами, сообщение в Р. п. обладает в психологическом плане большим
числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или жестово-мимическом
видах речи. То же касается и порождения Р. п.: в отличие от устной, особенно диалогической, речи, она
допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения.
Hosted by uCoz