Navigation bar
  Print document Start Previous page
 447 of 640 
Next page End  

учебной деятельности.
Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших
систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман,
антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая
каждый день последним», занялся С., что привело его к мысли о необходимости создания
«Энциклопедии». По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид
деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог
Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была
психологом; психолог Л. С. Выготский получил юридическое образование. Важность С. как
возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России
возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в М. — «Комиссия для организации
домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным
наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна),
в СПб. —
«Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее».
Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если
существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться
положительно; если —
общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему,
можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим.
Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.
Слабые стороны С.: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако
нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл
вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают
остроты) проблемы индивидуального подхода,
мотивации и сознательности учения.
С. требует от
субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к
самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для
многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим
и очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым,
а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он
сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что
оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.
Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение
проходит через всю жизнь человека (С. Л. Рубинштейн).
Т. о., С. — самостоятельно организуемая
субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так
понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)
САМООРГАНИЗАЦИЯ — см. Синергетика.
САМООЦЕНКА (англ. self-esteem)
ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в
целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно
устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции,
самосознания,
и как процесс
самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система
ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального
компонента Я-концепции.
С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и
развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или
неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного
успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности.
Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость)
личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на
развитие.
С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения
индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или
непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам
своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня
осознанности и обобщенности.
С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.;
2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям
строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временной отнесенности — прогностическая,
актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.
Hosted by uCoz