Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 640 
Next page End  

предшествующий опыт, отношение к адресанту, совпадение — несовпадение их интересов и ценностей,
значимость и актуальность предмета обсуждения, играют гораздо более серьезную роль. А. м.
б.
активной или пассивной; настроенной дружески, враждебно или равнодушно по отношению к
адресанту или теме его сообщения; восприимчивой (рецептивной) или сопротивляющейся.
3. Слушатели радио и зрители телепередач. В этом случае А. не является реальной группой: ее
члены м. б. разделены не только пространством, но и временем (при трансляции передач на разные
регионы или при повторе передач). Имеет смысл выделять: а) непосредственную А. (люди, которые в
данный момент времени слушают или смотрят данный выпуск данной передачи); б) постоянную А.
(круг людей, которые обычно слушают или смотрят данную передачу) и в) потенциальную А. (те люди,
которые, по замыслу авторов передачи, будут заинтересованы в ней).
4. В особом смысле А. — приверженцы, сторонники, фанаты к.-л. публичного лица (деятеля
искусств, политика, спортсмена). (И. А. Мещерякова.)
АУТИЗМ (от греч. auto сам) термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер
(1857-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир
собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его
произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при
шизофрении.
Термин «А.» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения
индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние
переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со
среднестатистической нормой)— при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.
Ранний детский А. (англ. infantile autism) впервые выделен как отдельный клинический синдром
Л. Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее)
нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц. н. с.
ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. Р. д. А. отмечается в 4-6 случаях на 10 тыс. детей;
чаще встречается у мальчиков (в 4-5 раз чаще, чем у девочек).
Основные клинические признаки Р. д. А.: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к
установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности
коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в
поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и
действия, пристрастия, интересы; 3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и
сверхочарованность определенными впечатлениями; 4) нарушения речевого развития в контексте
общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка,
мутизм более чем в 1/3
случаев, эхолалии,
перверзия местоимений, речь штампами, нарушения
просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи); 5) особенность психического развития отмечается с
раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30 мес.
Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. — со страхами, негативизмом, агрессией,
ожесточенной стереотипной аутостимуляцией — возраст 3-5 лет. Позже острота может сглаживаться и
на 1-й план выступают нарушения развития, личностная и социальная незрелость. Хотя дети с А. часто
проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них умственно
отсталы.
Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и
когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-
педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а.
См. Игровая терапия. (О. С. Никольская.)
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (аутотренинг, от греч. autos сам + gennao рождаю)
психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как
функционального, так и органического характера. Применяется также как средство психологической
саморегуляции состояний. Основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных
техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Направлен на овладение навыками
произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне
нормализации/активизации протекания основных психофизиологических функций.
Классический метод А. т. разработан нем. психотерапевтом И. Г. Шульцем (1932). Широкое
внедрение А. т. в клиническую практику началось в 1950-х гг., прежде всего для лечения неврозов,
депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. С конца 1960-х гг. А. т. используется для
психологической профилактики и коррекции неблагоприятных состояний в разных видах
профессиональной деятельности и в спорте. Является одним из основных компонентов
психологической работы в т. н. кабинетах психологической релаксации на производстве.
Hosted by uCoz