Navigation bar
  Print document Start Previous page
 456 of 640 
Next page End  

«референт» и «мысль о нем»; Выготский (говоря о слове как знаке) — «предметную отнесенность» и
«значение». Почти син. семантическая триада. См. Семантика, Семиотика. (Б. М.)
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ — см. Семантика.
СЕМАСИОЛОГИЯ — см. Семантика.
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ (или психотерапия) (англ. family therapy) модификация отношений
между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и
с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности
семейной системы. В С. т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат
неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи
(«идентифицируемого пациента»). Как правило, С. т. реализует не интра-, но интерперсональный
подход к решению проблем; задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих
интервенций семейную систему в целом.
Современная С. т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует
указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С. т. С. Менухина, теорию объектных связей
Дж. Фрамо, гуманистическую С. т. К. Роджерса и В. Сатир, системную С. т. М. Палацоли, Ж. Ф.
Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С. т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти
и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий («замкнутая патология»,
«смешение», «псевдообщность», «двойная связь», «двойное послание», «метакоммуникация» и т. д.) и
методов («подключение», «круговое интервью», «психологическая скульптура семьи», «позитивное
определение симптомов» и т. д.). Рассмотрим основные теоретические ориентации в области С. т.
Семейная поведенческая терапия. Существо этого подхода в идее взаимозависимости
поведения индивидов: во всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации
«вознаграждений» и минимизации «издержек». Вознаграждения определяются как получаемые
удовольствия, а издержки — как затраты времени и сил. Супружеские разногласия описываются как
функция низкой нормы позитивного взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных
супружеских пар обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень
наказаний в конфликтующих семьях. Основная стратегия С. т. — увеличение во взаимодействии
позитивного, награждающего поведения и уменьшение негативного, наказывающего поведения.
Объектом коррекции выступает коммуникативное поведение супругов и родителей. Изменения
поведенческих образцов взаимодействия в неблагополучных семьях предполагает след. направления
коррекционной и обучающей работы: 1) обучение прямому выражению ожиданий, желаний,
неудовлетворенностей; 2) обучение специфичному и операциональному выражению желаний и
намерений; 3) обучение общению в позитивной, подкрепляющей, конструктивной манере как в
вербальном, так и в невербальном плане; 4) обучение усилению чувств взаимности и адекватной
коммуникативной обратной связи; 5) обучение супругов заключению различных контрактов на
взаимной и односторонней основе; 6) обучение достижению компромисса и консенсуса в семье. Данные
направления коррекции м. б. реализованы как в контексте индивидуального консультирования, так и в
ситуациях групповой работы. Модель поведенческой С. т. описывается след. стадиями: цель;
альтернативные пути достижения цели; программа пошагового движения к цели; практическое
осуществление данной программы. Широко используются ролевая игра, видеотренинг, разного рода
домашние задания для переноса приобретенных умений в реальные ситуации в семье.
Основной недостаток подхода — игнорирование экзистенциальных проблем, которые нельзя
свести к чисто поведенческим затруднениям. Т. к. проблемы, с которыми сталкивается терапевт,
являются многомерными (они проявляются в поведении, в когнитивной и эмоциональной сферах),
поведенческая С. т. тендирует к обогащению своего арсенала методами когнитивной психологии.
Психоаналитическая С. т. Психоанализ до сих пор самый распространенный теоретический
подход в С. т., его представления популярны среди психиатров и социальных работников. Однако среди
самих психоаналитиков не существует единого мнения по поводу того, следует ли считать
психоаналитика семейным психотерапевтом. Это обстоятельство объясняется тем, что классический
психоанализ ориентирован на изучение и лечение отдельного индивида. Ортодоксальную
психоаналитическую позицию по данному вопросу можно охарактеризовать след. образом: семейные
нарушения — это симптомы, отражающие индивидуальную психопатологию; люди, обращающиеся к
психотерапевту по поводу семейных проблем, имеют глубоко личностные (интраперсональные)
конфликты.
Поэтому психоанализ выступает как индивидуальное лечение пациента, исключающее
прямое воздействие на его внутрисемейные отношения.
И в ряде неопсихоаналитических подходов (напр., эго-психология, теория объектных отношений
Hosted by uCoz