Navigation bar
  Print document Start Previous page
 457 of 640 
Next page End  

и др.) проблемы супружеских отношений так же определяются, как проявления внутриличностных
конфликтов в контексте межличностных отношений. Внутренний конфликт рассматривается как
результат событий, произошедших в раннем детстве. Общими для теорий с психоаналитической
ориентацией (психодинамический подход, теория объектных отношений, трансактный анализ) являются
след. положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт;
детерминанты неэффективных способов находятся в сфере бессознательного; терапия должна быть
направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих
их поведение и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических подходах
значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов.
Начинают применяться техники, направленные на работу со всей семьей. Терапевт занимает более
активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и
директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.
Миланский системный подход к С. т. Сложился в 1970-е гг. на основе психоанализа, общей
теории систем, работ школы Пало-Альто. Основные положения: семья — саморегулирующаяся и
постоянно развивающаяся система; любое действие человека есть форма коммуникации; поведение
организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе; невербальные аспекты
коммуникации более важны, нежели ее содержание; члены семьи — элементы единой системы
взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех др., но не является причиной этого
поведения; основной регулятор взаимодействий — правила семьи; терапевт в своей работе с семьей
придерживается нейтральной позиции, недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к
членам семьи как личностям. Его задача — освободить семью от патогенных паттернов
взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не
существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи
связаны с ее способностью изменяться. Патологические семьи характеризуются т. н. «семейными
играми» (стремлениями каждого члена семьи определить отношения с др. в своих собственных
терминах, отрицая при этом, что он это делает), которые основаны на ошибочном убеждении, что
существует возможность одностороннего контроля над межличностными отношениями. В
действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, т. к.
нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений. Психотическое поведение —
логическое следствие семейной игры. Тем самым любые нарушения психики рассматриваются как
нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа складывается из отдельных сеансов:
предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка
исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение основной информации о семье,
проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка
системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации, или
парадоксального предписания, или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное
обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа
(постоянное супервизорство) — краеугольный камень системной С. т. Здесь реализуются такие
принципы терапии, как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей.
Последний принцип особенно важен, т. к. традиционно считается, что патологическая семья
должна измениться (сама себя изменить). На самом деле эта ошибочная т. зр. блокирует возможность
подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в
т. ч. и свобода не меняться). Цель системной С. т. помочь семье как системе освободить своих членов от
симптомов, взаимозависимостей и защит. Лишь освободившись от системы патологических
коммуникаций, человек может решить свои проблемы и обрести подлинную индивидуальность.
Теория «диалога» в приложении к С. т. Фундаментальным понятием данного подхода является
понятие диалога (М. М. Бахтин).
Диалог — характеристика и базовое условие развития сознания и
самосознания человека многоголосие личностных манифестов и самоопределений окружающих
людей. Всякое поведение — реплика в глобальном диалоге. Любое общение диалогично. Степень
диалогичности определяется преодолением различных форм сопротивления и защиты, характерных для
монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, манипулятивного) поведения. Ситуация
консультирования — разновидность диалога, в котором активность терапевта задается его позицией
эстетической вненаходимости: внутренний мир клиента выступает как отображаемый и понимаемый
предмет, но не как поле деятельности и объект анализирования; терапевт обращается к различным
аспектам внутреннего мира клиента. Понимание предполагает общение с клиентом, как со свободным
человеком, обладающим диалогической интенцией, предполагает встречную активность клиента.
Hosted by uCoz