Navigation bar
  Print document Start Previous page
 458 of 640 
Next page End  

Затруднения клиента при вступлении в диалог ставят перед терапевтом задачу провокации его
диалогической интенции. Общим решением в данном случае является «принцип молчания»: дефицит
значимых реакций терапевта в диалоге с клиентом. Диалогическая позиция терапевта реализуется в
след. формах: постулат ответственности (идея свободы и ответственности человека за происходящее и
за собственное состояние); ориентация на смысл (постановка перед клиентом задачи на смысл
консультирования с последующим переосмыслением им жизненных ситуаций и задач); принципиальная
открытость (возможность для клиента в любой момент вновь обратиться к консультанту, перейти к др.
методам или к др. специалистам); допустимость совета (как средства установления контакта с
клиентом, актуализации в его сознании определенных содержаний, индикации игнорируемых аспектов
собственных проблем).
Православная традиция в построении С. т. Бог источник духовной энергии человека. Образ
Божий в человеке — ядро и сущность личности, он принципиально неуничтожим и неисчерпаем,
внутреннее приближение к нему делает самого человека все более уникальным. В основе всякого брака,
который строится на правильных (духовных) основаниях, лежит встреча (знакомство как откровение и
любовь). В семье существуют способы и механизмы постоянного обновления переживания встречи
(индивидуальная и общецерковная молитва, участие в литургической жизни Церкви), являющиеся
одновременно источником духовной энергийности и обновления межличностных отношений в семье.
Эти отношения рассматриваются как архетипические и иерархичные (лишенные полноты откровения,
но преисполненные любви). Семья укоренена в роде. Главным материализующим началом семьи
является дом как телесно-душевно-духовное пространство. Созидается и держится дом постоянным
предстательством хотя бы одного члена семьи перед Богом. Различные атрибуты дома (от крыши до
подвала) имеют в православной традиции особые смысловые значения и нагрузки. Дом как
материально-духовная совокупность данных атрибутов — есть потребность и цель каждого человека.
Путь конкретной семьи определяется ее судьбой (помыслом Божьим) и совокупным и свободным
произволением всех ее членов.
Основные формы обучения в области С. т.: традиционная (лекции, семинары, изучение
литературы); совместная (практическая работа под руководством учителя-супервизора); групповая
(различные тренинги). Последняя является наиболее эффективной формой подготовки психологов-
практиков. Тренинговая программа обучения решает 4 основные задачи: информирует уч-ся,
демонстрирует ситуации и техники, отрабатывает психотерапевтические установки и умения,
обеспечивает условия процесса самоисследования и личностного роста уч-ся. Эффективный тренинг
предполагает, что ведущий сплачивает группу уч-ся, пополняет их самоценность, является аутентичным
и конгруэнтным, активным и эмпатичным, позитивным. Постоянная проработка и осознание
собственных проблем терапевтом — необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность
таких программ — командная работа ведущих. Основные навыки терапевта: умение устанавливать и
поддерживать контакт с клиентом; умение анализировать состояния клиента и его семейной системы;
умение оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью. (А.
Б. Орлов.)
СЕМИОСФЕРА (англ. semiosphere) обобщенное наименование знаковых систем (Лотман Ю.
М., 1984). В это понятие можно включить и сферу знаний,
выраженных и существующих на разных
языках. Син. когитосфера.
Поиски путей сжатия, схематизации, «оформления знаний в свою аббревиатуру» (Гегель)
сопутствуют истории образования и науки. С. — один из возможных образов такого сжатия,
напоминающий globus intellectualis Бэкона и Лейбница.
Однако в С. число измерений равно числу
мыслимых и немыслимых языков, дополненное неопределимым веером значений и смыслов. Поэтому С.
в целом можно сравнить со Вселенной, Космосом. Лучшего образа в культуре пока нет. Он лучше, чем
унылые образы банка данных, базы знаний, бытующих в компьютерной науке и технике.
Космогоническая (именно космогоническая, а не космологическая, т. к. представлениям о С. до
«логии» далековато) метафора интуитивно приемлема. В своем воображении, представлении, знании
человек вышел в Космос задолго до полета Гагарина.
С. сложнее расширяющейся Вселенной. Зато она делает ее обозримой, а стало быть, и доступной
пониманию. Обозримость достигается за счет пульсаций С., которая способна сжиматься и
расширяться, вновь становиться необозримой. Ее кажущаяся, а порой и неслыханная простота и
целостность сменяется новой неправдоподобной раздробленностью и сложностью. В С. есть свои
«прибитые к сфере» (образ Данте) или блуждающие звезды, гиганты, карлики, скопления, галактики,
туманности, пустоты, черные дыры, самопроявляющиеся вспышки (озарения) новых и сверхновых
Hosted by uCoz