Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 640 
Next page End  

Литеральная парафазия)
вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем
(артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено
самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана О.
Липпманном (1913).
Эфферентная моторная А.
связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого
полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов,
трудности переключения с одного слова (или слога) на др. вследствие инертности речевых стереотипов.
В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают
активная устная речь и письмо, вторично нарушаются др. виды речи. Эфферентную моторную А.
следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).
Динамическая А.
возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого
полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого
высказывания, дефекты внутренней речи,
проявляющиеся в нарушениях планирования речи.
Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой
аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает на фоне
относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку.
Впервые описана К. Кляйстом (1934) под названием «дефект речевой инициативы».
В целом, согласно взглядам Лурия, А. делятся на 2 категории: парадигматические и
синтагматические. 1-е связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического,
артикуляционного и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; 2-е связаны с
трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении
передних отделов левого полушария мозга. (Е. Д. Хомская.)
АФОНИЯ (от греч. а отрицат. частица + phone звук) потеря голоса при сохранении
шепотной речи. А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани
(голосовых связках, гортанных мышцах), при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности. А.
м. б. следствием воспалительного процесса, опухоли, паралича гортанных мышц, а также
перенапряжения голоса (у лекторов, артистов), внезапных и сильных волнений. А. наблюдается при
истерии и др. неврозах.
АФФЕКТ (от лат. affectus душевное волнение, страсть) сильное и относительно
кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и
висцеральными проявлениями (см. Эмоции). А. развиваются в критических условиях при неспособности
субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций.
Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает
тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию),
сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных
биологических условиях. Др. важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического
опыта — т. н. аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении
с отдельными элементами породившей А. ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении.
У человека А. могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое
существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением
его социальных отношений, напр. несправедливостью, оскорблением. Травмирующие человека
аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда А.
возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицат. состояние. В таких
случаях происходит т. н. аккумуляция А., в результате которой он может разрядиться в бурном,
неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств. В
связи со способностью А. аккумулироваться были предложены в воспитательных и
психотерапевтических целях различные методы их изживания, «канализации».
Содержание и характер А. человека могут изменяться под влиянием воспитания. Диагностика А.
— одна из характерных задач, решаемых в практике судебно-психологической экспертизы.
(В. К.
Вилюнас.)
Добавление:
Б. Спиноза и англ. философы (напр., Ф. Бэкон, Д. Юм,
Э. Берк) понимали под А.
любые человеческие эмоции, чувства и даже желания.
Примерно так же широко употреблял этот
термин Л. С. Выготский в постановке проблемы единства А. и интеллекта. Ср. Аффект
неадекватности.
У
И. Канта термин «А.» используется в более узком смысле, близком к принятому в
современной психологии (и психиатрии). Кант также указывал на существенный признак А. —
Hosted by uCoz