Navigation bar
  Print document Start Previous page
 472 of 640 
Next page End  

деятельности.
Развитая С. характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к
деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний
и совершенствованию умений и навыков,
соответствующих данной деятельности. Такую С., которой
присущи все эти характеристики, называют призванием. С. развиваются, как правило, в единстве с
соответствующими способностями и выступают как фактор, компонент одаренности.
Син.
наклонность. (А. Б. Орлов.)
Добавление: В др. смысле (англ. susceptibility)
С. — предрасположенность к чему-нибудь,
наличие условий для возникновения чего-нибудь, подверженность чему-либо. Примеры: склонность к
полноте, к заболеванию (туберкулезом, шизофренией), к иллюзиям, к панике, к сверхценным идеям (у
психопатов). (Б. М.)
СКОТОМА (от греч. skotos
темнота) — т. н. «слепое пятно», т. е. участок поля зрения,
проецирующийся на лишенный рецепторов диск
зрительного нерва (физиологическая С.), или
ограниченный дефект в поле зрения, обусловленный болезнью сетчатки, зрительного нерва, глаукомой
и др. (Б. М.)
СКОТОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ см. Адаптация зрительная, Адаптация сенсорная, Зрение,
Световая чувствительность, Фоторецепторы.
СЛАВИНА ЛИЯ СОЛОМОНОВНА (1906-1986) известный отечественный психолог,
ученица Л. С. Выготского. Более 30 лет она проработала в лаборатории психологии воспитания Ин-та
общей и педагогической психологии (в М.), руководимой Л. И. Божович.
Ее оригинальные
исследования смыслового барьера и аффекта неадекватности базируются на большом фактическом
материале. Труды С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам»
(1958) и «Дети с аффективным поведением» (1966) и сегодня остаются настольными книгами для
специалистов в области детской и педагогической психологии. (А. А. Оспенникова.)
СЛЕДЫ ПАМЯТИ (англ. memory traces)
временные связи в коре мозга,
служащие
физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения.
Возникновение С. п.
обусловливается реальными связями предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во
времени, отношениями сходства и различия между ними и т. д. Характеристики этих связей (прочность,
лабильность, помехоустойчивость и т. п.) определяются степенью участия соответствующего материала
в деятельности субъекта, их значимостью для реализации целей. См. Мнема, Мнемическая функция,
Памяти морфологический субстрат, Память. (Т. П. Зинченко.)
СЛЕДЯЩИЕ ДВИЖЕНИЯ (глаз) (англ. tracking eye movements; pursuit movement)
медленные и плавные версионные движения глаз. С. д. возникают только в ответ на реальное или
кажущееся движение объектов в поле зрения.
Иногда к числу С. д. также относят компенсаторные
движения глаз вестибулярного происхождения. С. д. возникают со средним латентным периодом ок.
130 мс. С их помощью можно безошибочно отслеживать объекты, движущиеся со скоростью до 30-40
угл. град/с. При дальнейшем увеличении скорости движения объектов глаза начинают отставать.
Возникающее «смазывание» видимых объектов приводит к нарушению различения тонких деталей
объектов. В связи с этим амер. психологом Э. Людвигом было введено понятие «динамическая
острота зрения».
Существует предположение, что С. д. имеют систему регуляции, автономную от системы
регуляции саккадических движений глаз. Это предположение подтверждается данными о различном
действии психофармакологических веществ, в частности, барбитуратов (см. Психотропные средства),
на саккадические и С. д. См. АубертаФляйшля феномен.
СЛЕЖЕНИЕ (англ. tracking)
— один из видов операторской деятельности, в которой главную
роль играет двигательный навык ручного управления. Различают 2 вида С. —
компенсирующее и
преследующее. В 1-м оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на
индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во 2-м он видит 2
независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), др. — текущему состоянию параметра
регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора — минимизировать
ошибку, уменьшая до нуля расстояние между 2 метками. При преследующем С. он должен как можно
точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных
исследованиях навыков. (А. И. Назаров.)
СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА (англ. blindness and deafness)
— отсутствие зрения и слуха и
связанная с отсутствием слуха немота. С. может наступать не только при полном, но и при частичном
поражении слуха и зрения. Практически С. возникает тогда, когда снижение слуха в раннем возрасте
делает невозможным усвоение речи на слух, а потеря зрения исключает использование зрительных
Hosted by uCoz