Navigation bar
  Print document Start Previous page
 473 of 640 
Next page End  

восприятий. Слепоглухонемой лишается возможности речевого общения с людьми; характерной для
него становится задержка психического развития.
Без специального обучения он не усваивает ни
одного слова и даже навыков человеческого поведения. Однако слепоглухонемой обладает
возможностью полноценного умственного развития, как это показали А. Г. Соколянский, А. И.
Мещеряков и др. (см. также Е. Келлер).
В процессе специального обучения создаются и развиваются все усложняющиеся формы
общения слепоглухонемого: от простейших до самых сложных — речевых. Основная задача обучения
состоит в формировании и накоплении образов предметов, навыков самообслуживания и бытового
труда. Первоначально средствами общения со слепоглухонемым являются жесты,
обозначающие
предметы и действия. Затем отдельные жесты заменяются словами, сообщенными слепоглухонемому в
дактильной форме (см. Дактилология).
Постепенно роль словесной речи увеличивается и, в конце
концов, она полностью заменяет жестовую форму общения. В словесной речи ведущей является ее
дактильная форма, а основной формой письменной речи — рельефный шрифт Брайля.
Однако в
процессе обучения слепоглухонемой овладевает также и устной (звуковой) формой речи, и умением
воспринимать на своей ладони начертание обычных букв. Обучение слепоглухонемых речи, усвоение
ими словаря, грамматического строя языка осуществляется в тесной связи с постепенным расширением
и усложнением их непосредственного жизненного опыта. Овладение словесным языком открывает для
слепоглухонемого возможности усвоения знаний, умений и навыков в объеме школьной программы,
широкого круга сведений об окружающем мире.
СЛИЯНИЕ (англ. confluence)
— один из основных защитных механизмов, выделяемых в
гештальт-терапии.
В целом, в рамках понимания человека как субъекта, действующего в среде, С.
можно определить как недостаточное отделение себя от среды. Человек начинает воспринимать
общность своих и чужих («другого») взглядов, мнений, установок, мировоззрения как нечто само собой
разумеющееся. Он м. б. сам источником этих взглядов, а может и принимать взгляды другого. С.
описывается (напр., И. Польстер, М. Польстер) как некая игра, в которой партнеры играют по
определенным правилам, однако эти правила известны только одному из них.
При невротическом С. происходит нарушение ощущения границы между «Я» и «другим», в
результате чего нарушается здоровый ритм взаимодействия со средой. В норме предполагается, что при
коммуникации с окружающим миром человек вступает в контакт, коммуницирует, а затем выходит из
контакта. При невротическом С. исчезает фаза ухода из состояния контакта, внутренняя среда человека
как бы «слипается» с внешней для него средой. Это м. б. С. с конкретным человеком, но также и с
группой людей, с коллективом. Часто состояние С. может возникать между мужем и женой, родителями
и детьми, начальником и подчиненными. (А. А. Корнеев.)
СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ (англ. active vocabulary)
— совокупность слов, которыми пользуется
человек при построении высказываний (в устной и письменной речи). Ср. Словарь пассивный.
СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ (англ. passive vocabulary)
совокупность слов, которые человек
более или менее точно понимает (при чтении и слушании), но не использует сам в речи.
С. п. шире
активного словаря. Также называется словарем узнавания. Ср. Словарь активный.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — см. Памяти виды, Память словесно-логическая.
СЛОВО — см. Речь.
СЛУХ (англ. audition, hearing)
способность человека (живого организма) с помощью ушей
воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе С. лежит деятельность
слухового анализатора, который связан с др. анализаторами и эфферентными системами.
Первоначальными, жизненно важными стимулами,
формировавшими С., были звуки и шумы
неживой и живой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования
слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят
определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд др.
культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые,
однако, не привели к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только
определили его частные навыки и способности (напр., С. музыканта, врача, регулировщика машины и т.
п.). Возможности С. ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые
жизненно необходимы субъекту как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые
звуковые явления (напр., инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого
С.
Как и для любой др.
сенсорной системы,
основной особенностью действия С. является
отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае — звукового. Простейший
Hosted by uCoz