Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 640 
Next page End  

снижение разумного (волевого) контроля поведения, что не следует путать с потерей сознания. С. Л.
Рубинштейн добавляет: «В состояния А. человек "теряет голову". Поэтому в аффективном действии м.
б. нарушен сознательный контроль в выборе действия». В силу указанных свойств А., или «сильное
душевное волнение» (говоря словами уголовного
кодекса), рассматривается как смягчающее вину
обстоятельство.
Отмечалось также след. субъективное отличие А. от эмоций (в узком смысле): А. возникают
внезапно и мимовольно (мы говорим: «меня охватил гнев», но «я обрадовался») (А. Н. Леонтьев), т. е.
А. как бы навязываются, насылаются на нас, захватывают нас врасплох, тогда как источник эмоции
локализуется в нашем Я.
В психиатрии различают физиологический и патологический А. Физиологический А. — это и
есть то, что психологи называют А. Нем. психиатр Р. Крафт-Эбинг (Krafft-Ebing, 1840-1903) ввел
термин «патологический А.», которым принято обозначать аффективные состояния с нарушением
сознания (сновидность, помрачение, сужение). В диагностике патологических А. учитывают наличие
полной или частичной амнезии на события в фазе аффективного взрыва и наличие истощения
психических и физических сил после аффективного взрыва. (Б. М.)
АФФЕКТАЦИЯ (англ. affectation)
— необычное, чрезмерное возбуждение, проявляющееся в
неестественных жестах, позах, речевых оборотах и интонациях. Ср. Истерия, манерность.
АФФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ (англ. affective children)
дети, у которых в силу постоянного
неудовлетворения к.-л. существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно
устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения (см.
Фрустрация).
Характеристика А. д. зависит от содержания неудовлетворенной потребности и ее соотношения с
др. потребностями ребенка и всей его личностью. 1. Одни дети, пытаясь сохранить привычную
самооценку,
отвергают постигший их неуспех: причину его возникновения они приписывают не
зависящим от них обстоятельствам, обвиняя при этом окружающих, и не только не снижают, но могут
даже повышать свой уровень притязаний.
У таких детей наблюдаются проявления бравады,
заносчивости, фрондирование, агрессивное поведение,
излишнее стремление к самоутверждению,
негативизма.
2. Др. дети, напротив, стремятся достичь успеха за счет постановки более легких,
заведомо достижимых для них целей. Эти дети характеризуются неуверенностью в себе, боязнью
разочарования в своих возможностях. Они отличаются повышенной обидчивостью, подозрительностью,
ранимостью и т. п. Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения
приводит к тому, что
последние закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами
характера.
Правильное с педагогической т. зр. разрешение внутреннего конфликта предполагает
приведение в соответствие самооценки ребенка и уровня притязаний ребенка с его реальными
способностями. Опыт педагогической работы с А. д. показывает, что если педагогическое
вмешательство осуществлено своевременно, оно предупреждает развитие у детей аффективных форм
поведения. В противном случае даже снятие аффективных переживаний не уничтожает закрепившихся
форм поведения, и требуется длительная работа по перевоспитанию детей. См. Аффект
неадекватности.
АФФЕКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (англ. affective components)
— в социальной психологии,
те субъективные переживания (чувства), которые принято выделять в структуре социальных установок
(аттитюдов).
АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ —
устойчивое отрицат. эмоциональное состояние,
возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого
факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.
А. н. возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно
сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний.
А. н. — это как бы
защитная реакция, позволяющая выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к
действительности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку,
избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая
сомнения относительно своих способностей.
А. н. часто ограничивается одной к.-л. областью притязаний человека, но может иметь и более
генерализованный характер, захватывая личность человека в целом. Дети в состоянии А. н.
характеризуются обидчивостью, недоверчивостью, подозрительностью, агрессивным поведением и
негативизмом.
Длительное пребывание ребенка в состоянии А. н. приводит к формированию
соответствующих черт характера. Наличие устойчивого А. н. у взрослого человека может
Hosted by uCoz