Navigation bar
  Print document Start Previous page
 480 of 640 
Next page End  

В рефлексивном слое даны, да и то не прямо — значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер,
человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной
схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует
«единый континуум бытия — С.» (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С.,
подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты
М¸биуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, —
одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В. П. Зинченко.)
СОЗНАНИЯ ПАТОЛОГИЯ (англ. pathology of consciousness)
расстройство сознания,
приводящее к нарушению адекватного отражения объективной реальности. Различают след. виды
расстройств сознания: 1) оглушение
повышение порога чувствительности для всех внешних
раздражений; восприятие и переработка информации затруднены, больные равнодушны к
окружающему, обычно неподвижны; 2) аменция — полное прекращение ориентировки в окружающем,
утрата осознания своей личности, отсутствие запоминания; 3) онейроид (сновидное расстройство
сознания) — яркие фантастические переживания, переплетающиеся с частичным восприятием
объективной реальности (см. Онейроидное состояние сознания); 4) сумеречное помрачение сознания
— сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением взаимосвязанных действий и
поступков; сопровождается яркими галлюцинациями и сильным аффектом страха, злобы и тоски;
появляется стремление к агрессивным действиям; 5) кома — самая глубокая степень расстройства
сознания; больные не реагируют на окружающее, даже на болевые раздражители, зрачки расширены,
реакция на свет отсутствует, нередко появляются патологические рефлексы. Расстройства сознания
возникают при психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга, связанных с
травмой, опухолью и т. д. К тонким симптомам расстройства сознания относятся контаминации.
См.
также Восприятия пространства нарушения, Дереализация, Синдромы психопатологические.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ (англ. consciousness of learning)
— осознанное отношение к
учению,
реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с
целями и мотивами учения. С. у. характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения,
активностью и самостоятельностью при усвоении и применении знаний,
овладением приемами
умственной деятельности, что обеспечивает самоуправление учебной деятельностью.
Различают
полностью осознаваемые учебные действия (актуально сознаваемые) и действия, которые являются не
самоцелью, а лишь средством выполнения основной задачи и потому протекают как бы сами собой, но
под контролем сознания (т. е. становятся автоматизированными).
С. у., в основе которой лежит овладение учебной деятельностью, способствует формированию
самосознания, самооценки уч-ся, воспитанию волевых качеств, навыков самоконтроля, организации
умственной работы, развитию познавательных интересов и т. д.
СОЗРЕВАНИЕ (англ. maturation) часть общего процесса онтогенетического роста и развития,
которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л. С. Выготского, С. — линия
натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного
(функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений
столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию
социально-биологических процессов роста и развития. См. Возрастная психофизиология. (Б. М.)
СОМАТОЧУВСТВА — см. Соместезия.
СОМЕСТЕЗИЯ (англ. somesthesia)
букв.: чувства, связанные с телом; к ним относят кожные
чувства и проприоцепцию,
но, как правило, в понятие С. не включаются внутренние (органические,
общие, висцеральные) виды чувствительности (интероцепция). Некоторые авторы отождествляют С. с
кожными чувствами. Син. соматочувства (англ. somatosenses). Ср. Гаптика.
Можно также сказать, что С. — собирательное понятие, объединяющее ощущения боли,
давления, щекотки, тепла, холода, вибрации, положения и движения конечностей, т. е. кожные чувства
и проприоцепция. (Б. М.)
СОМНЕНИЕ — см. Доверие.
СОН (англ. sleep)
— одно из функциональных состояний человека.
Можно выделить фазы
быстрого и медленного С., которые четко различаются картинами электрической активности мозга. Во
время медленного С. наблюдается исчезновение альфа-ритма,
появление дельта-волн и
кратковременных «сонных веретен». Дельта-волны — это высокоамплитудные и медленные колебания,
они присущи наиболее глубоким стадиям С. По данным Я. Освальда, на стадии дельта-С. происходят
восстановительные (анаболические) обменные процессы в различных тканях организма. На стадии
быстрого С. в ЭЭГ появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, неотличимые от ритмов активного
Hosted by uCoz