Navigation bar
  Print document Start Previous page
 481 of 640 
Next page End  

бодрствования (см. Электроэнцефалография).
Различно и психическое значение этих стадий. Медленные фазы С. сопровождаются отсутствием
сновидений. На стадии медленного С. происходит определенное упорядочивание поступившей за
период бодрствования информации, ее реорганизация в зависимости от степени значимости. На стадии
быстрого С., напротив, спящий видит сновидения. Психическое значение стадии быстрого С. связывают
с реакцией человека на стрессовую ситуацию. Высказывается гипотеза, согласно которой во время
быстрого С. и сновидений осуществляется поисковая активность, способствующая компенсации
состояния отказа в предшествующем С. бодрствовании и направленная на восстановление готовности к
поисковой активности в последующем бодрствовании. Согласно И. М. Сеченову,
сновидения имеют
рефлекторную природу; он также называл сновидения небывалой комбинацией былых впечатлений.
К психологическим теориям сновидений следует отнести подход З. Фрейда, который считал, что
сновидение есть осуществленное желание, его образы не являются бессмысленными и хаотичными, их
психологическая функция заключается в репрезентации субъекту скрытых смыслов его
бессознательного, но смысл сновидения м. б. понят только при символическом анализе сновидений,
техника которого идентична обычной технике психоанализа. Работа С. противоположна работе анализа.
Переработка информации в сновидении сводится к 3 основным процессам: 1) сгущение (концентрация)
образов вплоть до их контаминации (наложения друг на друга); 2) смещение (замещение), когда некий
скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; поэтому то, что находится на
периферии реально значимого переживания, в сновидении м. б. кульминацией, центром (механизм
смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия); 3) символизация — процесс превращения
мысли в зрительные образы, это мышление зрительными образами. Фрейд составил список типических
символов сновидений — т. н. «сонник Фрейда». Главный смысл сновидения, определяющий и его
психологическую функцию, — освобождение от психологических конфликтов бодрствования.
Проблему символизации сновидений изучал также соратник Фрейда Отто Ранк, который посвятил
данной теме работу «Сновидение и миф». Но наиболее подробно связь символики сновидений и кросс-
культурных символов, проявляющихся в религии, мифах и др., была исследована К. Юнгом.
Юнг считал, что символы продуцируются человеком спонтанно и бессознательно. Сновидения
интимно связаны с бессознательным, но они не только символическое проявление личного
бессознательного пациента, содержащего комплексы,
они также — отражение коллективного
бессознательного, которое, действуя через сновидения, использует архетипические, надличностные,
надкультурные символы. При интерпретации сновидений Юнг сосредоточивал все внимание на
содержании самого С., а не пытался уйти от сновидения по цепи свободных ассоциаций.
Природу сновидений анализировал также П. Флоренский в сочинении «Иконостас», где он
обращает внимание на тот факт, что в некоторых сновидениях время течет как бы в обратном
направлении. То, что для бодрствующего духа было началом, отправной точкой, в сновидении
становится финалом, конечной целью, к которой движется сновидение. Время сновидения течет
ускоренно и в обратном направлении. Сновидение подчинено конечной цели. (И. М. Романенко.)
СОННЫЕ ВЕРЕТЕНА (англ. sleep spindles) появляющиеся на энцефалограмме во время сна
(2-я, 3-я и 4-я стадии) кратковременные (длительностью ок. 1 с) вспышки волн с частотой 12-14 Гц;
амплитуда варьирует, но не высокая (обычно меньше 60 мкВ). Син. (устаревший) сигма-ритм. (Б. М.)
СООБЩЕСТВА ЖИВОТНЫХ — см. Групповое поведение животных.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ — см. Эмпатия.
СОХРАНЕНИЕ.
1. С. (англ. retention, storage)
один из основных процессов памяти,
обнаруживаемый по
воспроизведению или узнаванию,
либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для
доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания.
Воспроизведение, узнавание и доучивание — 3 критерия С. С. имеет избирательный характер, являясь
функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с
потребностями человека, с целями его деятельности, лучше сохраняется в памяти. С. —
конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой
участвуют мыслительные операции (обобщение, систематизация и пр.). Ослабление С. с течением
времени называется забыванием,
восстановление забытого —
реминисценцией.
Для исследования
процесса С. используются след. методы: метод последовательного воспроизведения, метод сбережения,
метод реконструкции, метод заданного эталона и др. (Т. П. Зинченко.)
2. С. (англ. conservation)
важное понятие в системе генетической психологии Ж. Пиаже.
Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап
Hosted by uCoz