Navigation bar
  Print document Start Previous page
 485 of 640 
Next page End  

относясь непосредственно к внутренней мотивации живого существа, используются в социобиологии
для того, чтобы избежать громоздких выражений типа: индивиды ведут себя так, как будто хотят
максимизировать свою генетическую приспособленность.
Согласно введенным Э. Уилсоном и Ч. Ламсденом представлениям о гено-культурной
коэволюции, культура формируется биологическими императивами, а биологические свойства несут
отпечаток истории культуры: маловероятны как чисто генетическая, так и чисто средовая модели
передачи культуры, наиболее вероятна модель гено-культурной коэволюции: культура обеспечивает
биологическую адаптацию человека и не является антагонистом эволюционно-генетического процесса.
Гены предопределяют некие структуры в психике человека (эпигенетические правила), генетическая
изменчивость которых определяет, по крайней мере, часть внутрипопуляционной изменчивости
психических особенностей. Индивиды, чьи выборы благоприятны для выживания и воспроизводства их
генетического материала внутри современной им культуры, передают больше генов будущим
поколениям, что, в свою очередь, отражается на структуре эпигенетических правил.
Социальность рассматривается в С. как продукт эволюционно-генетического процесса. При этом
«первичным социумом», имеющим биологическую природу, объявляется связь «родитель—ребенок»,
выступающая «как устройство, увековечивающее гены». Воспитание детей носит генетически-
адаптивный характер, служит собственному «генетическому интересу» родителей. Репродуктивный
императив настойчиво требует: воспроизводи свои гены каким угодно способом — то ли оставляя
много потомков, то ли обеспечивая лучшие возможности для последующего воспроизводства
небольшому количеству потомков. Родительская привязанность обратно пропорциональна уровню
рождаемости. Каждое поколение людей является потомками индивидов, рассматривающих
воспроизводство генов как положительную ценность. Отсюда выводится устойчивость в нормах
родительского поведения, направленного в конечном счете на воспитание адекватной репродуктивной
установки у детей. На всех уровнях филогенеза отдельный организм представляет собой колонию генов,
объединившихся и кооперирующихся для более успешного выживания с генами организмов —
биологических родственников (часть генов родственников является общей). С этим связывается
происхождение альтруистического поведения (см. Альтруизм)
по отношению к биологическим
родственникам, а также к собратьям по виду.
К С. проявили интерес представители различных отраслей психологии: когнитивной психологии,
зоопсихологии, психогенетики,
психологии личности, психологии семьи, семейной терапии,
этнопсихологии,
психологии религии. Вместе с тем, по мнению многих зарубежных и отечественных
теоретиков психологии, ряд положений социобиологов требуют критической оценки как
недоучитывающих качественную специфику человека, а также поверхностно интерпретирующих
включенность человека в эволюционно-генетические и культурно-исторические системы
взаимодействия. (А. З. Шапиро.)
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (в возрастной психологии) (англ. sociometric method)
прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах.
Син. социометрический тест. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на
которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в
некоторой ситуации.
Этот прием используется при изучении динамики внутренних отношений в разных возрастных
группах (в дошкольных, школьных классах, студенческих группах и пр.) для установления позиции
индивидов, наличия замкнутых группировок, положительных, конфликтных или напряженных
участков, степени групповой сплоченности, мотивационной структуры отношений. При этом
учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений.
В зависимости от возрастного состава группы и специфики исследовательских задач
применяются индивидуальные и групповые формы проведения теста, а также разнообразные варианты
самих процедур выбора в виде экспериментальной игры, вербального, письменного, изобразительного
теста, с использованием элементов прожективной техники (выбор в действии, выбор товарища по парте,
экспериментальная игра «секрет», экспериментальное сочинение и др.). См. Социометрия.
СОЦИОМЕТРИЯ (англ. sociometry)
теория и метод, разработанные австрийско-амер.
психиатром Якобом Морено (Moreno, 1890-1974), позволяющие эмпирически выявлять, схематически
(в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе.
В настоящее время С. рассматривается как направление в социально-психологических исследованиях, в
которых используются социометрические методы (методики, тесты).
См. Социометрический метод
исследования (в возрастной психологии). (Б. М.)
Hosted by uCoz