Navigation bar
  Print document Start Previous page
 493 of 640 
Next page End  

д. (реакции на свет, химические раздражители, температурные изменения, силу тяжести, поток воздуха,
течение жидкостей, влажность среды и т. п.). Степень сложности и функции Т. зависят от уровня
эволюционного развития животных. Низшие Т. — ортотаксисы (ускорение или замедление
передвижения) свойственны одноклеточным и многим низшим многоклеточным животным.
У животных с развитой н. с. и симметрично расположенными органами чувств возможен
активный выбор направления передвижения и сохранение этого направления (топотаксисы). Такие Т.
являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения. Ср. Кинез.
ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (англ. tactile sensitivity)
— разновидность кожной
чувствительности, которая связана с механическими раздражителями. С Т. ч. связаны ощущения
прикосновения (см. Тангорецепторы),
давления и частично вибрации (см. Вибрационная
чувствительность). Т. ч. образует сенсорную основу для осязания. См. Ощущения тактильные.
ТАЛАНТ (англ. talent).
1. Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности
(см. Креативность, Одаренность общая, Одаренные дети).
2. Социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры,
промышленности, науки и пр. См. Творчество.
«Т.» — понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни
методов его диагностики. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако
оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно
меняется и социальная характеристика личности (см. Гениальность).
В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется нередко в детском
возрасте. Литературные, научные, организаторские Т. обнаруживаются в более позднем возрасте.
Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Замечены 6-7-летние периоды изменения
творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится
на период 35-40 лет, в поэзии 24-30.
Формирование и развитие Т. зависит от собственной активности и условий жизни человека.
Проявлению Т. способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой
регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания. (В. Н. Дружинин.)
ТАНАТОФИЛИЯ — см. Мазохизм.
ТАНГОРЕЦЕПТОРЫ (от лат. tango
касаюсь + receptor — укрыватель; утайщик) —
разновидность тактильных рецепторов,
раздражение которых вызывает ощущение прикосновения
(но не давления и нажатия). Функции Т. выполняют различные образования в толще кожи. Типичные Т.
— сетевидные свободные нервные окончания, оплетающие волосяные окончания в коже, причем тело
волоса при этом служит механическим усилителем внешнего раздражения по принципу плеча рычага.
Т. имеются у всех высших животных и у человека. См. Ощущения тактильные, Тактильная
чувствительность.
ТАХИСТОСКОП (от греч. tachistos
быстрый, скорый + skopeo
смотрю) — прибор,
позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное, в т. ч. очень короткое время.
Одна из первых конструкций Т., в которой время предъявления регулировалось с помощью
механического затвора, была разработана В. Вундтом.
Наряду с подобными механическими Т.
существуют электронные Т., работающие по принципу электронной модуляции уровня освещенности.
В последние годы для тахистоскопического предъявления информации все шире используются
индикаторы и дисплеи, управляемые ЭВМ. Для проведения коллективных экспериментов применяются
проекционные Т., представляющие собой специально оборудованные диапроекторы. Т. различаются
количеством независимо работающих каналов предъявления информации. Т. находит широкое
применение в исследованиях восприятия (напр., опознания), памяти и др. познавательных процессов.
(Г. Н. Ильина.)
Добавление: Доэкспозиционное поле, предшествующее предъявлению стимула, обычно имеет
ту же яркость, что и стимульное поле, с тем чтобы к моменту экспозиции зрительная система была
адаптирована к нужной яркости. На доэкспозиционном поле помещается фиксационная точка.
Послеэкспозиционное поле в зависимости от задачи исследования м. б. темным, серым, светлым или
шумовым, т. е. представлять собой произвольное (хаотическое) сочетание светлых и темных пятен
разных размеров и форм. (Т. П. Зинченко.)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (англ. creative process). Многие гениальные люди сообщали о том,
что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что
им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали,
Hosted by uCoz