Navigation bar
  Print document Start Previous page
 499 of 640 
Next page End  

наиболее соответствуют его Т. и помогают преодолеть влияние отрицат. в данных условиях проявлений
Т. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в
процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности.
Приобретение
определенного индивидуального стиля не изменяет самого Т., т. к. индивидуальный стиль — это
совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него Т.
Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам Т. очень высокие
требования (напр., требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда
необходимым условием успеха становится отбор людей с Т., пригодным для данной профессии (см.
Профессиональная пригодность, Профессиональный отбор).
Т. о., ни одна сторона личности — ее направленность, характер, уровень общих и специальных
способностей — не предопределена Т., однако динамические особенности проявления всех свойств
личности в той или иной мере зависят от типа Т.
ТЕМПЕРАМЕНТА МАСКИРОВКА (англ. masking of temperament)
поведенческие
проявления, замещающие в определенной обстановке индивидуальные особенности темперамента;
обусловлены они бывают мотивами, чертами характера, привычками и навыками поведения человека.
Так, благодаря осознанию ответственности и дисциплинированности холерик вместо присущей ему
вспыльчивости и несдержанности может проявить сдержанность и самообладание. Т. м. имеет большое
значение в воспитании; она содействует преодолению отрицат. проявлений темперамента.
ТЕМПЕРАТУРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (англ. temperature sense, thermal sense, thermic
sense) — афферентное звено рефлекторных реакций сохранения теплового баланса организма и среды,
таких как озноб, изменение скорости кровотока, потоотделение и т. д. Син. термическое чувство.
Информация о температуре поступает в ц. н. с. от специализированных рецепторов.
Рецепторы Т. ч., так же как и болевой, представляют собой свободные окончания тонких
нервных волокон. Они находятся во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и
подкожной клетчаткой. Нервные окончания расположены как в волосяных, так и в безволосых участках
тела. Во втором случае они оканчиваются в состоящих из соединительной ткани капсулах. Однако, как
показывают исследования, Т. ч. одинаково высока, в обоих случаях. Поэтому вопрос о механизме,
лежащем в основе температурных ощущений,
полностью не ясен. См. Рецепторы, Рецепция,
Соместезия.
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (англ. temperature sensations) ощущения тепла и холода;
разновидность кожных ощущений. Т. ощ. весьма подвержены адаптационным эффектам. Еще Дж. Локк
описал след. опыт: если левая рука помещена в сосуд с горячей водой (напр., 40 °C) и адаптируется к
нему, в то время как др. рука адаптируется к холодной воде (20 °C), то когда обе руки одновременно
помещаются в один сосуд с водой (30 °C), левой рукой будет ощущаться холод, а правой — тепло.
Следовательно, в зависимости от предшествующей температурной адаптации один и тот же стимул
может вызывать либо ощущение холода, либо тепла, либо казаться нейтральным. Продолжительное
действие температурных стимулов в диапазоне примерно от 16 до 42 °C благодаря адаптации может
приводить к уменьшению или исчезновению первоначального ощущения. (Б. М.)
ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ (англ. theories of color vision). Множество разнообразных Т.
ц. з. характеризуются 3 видами.
1. Трехкомпонентные теории. Основополагающей является теория Юнга—Гельмгольца,
объясняющая цветоощущение (по аналогии с аддитивным смешением) как результат комбинации
возбуждений 3 рецепторных приемников светового излучения в сетчатке глаза, каждый из которых
имеет свой максимум возбуждения в коротковолновой (синей), средневолновой (зеленой) и
длинноволновой (красной) частях спектра. Предсказания этой теории блестяще подтвердились тонкими
нейрофизиологическими исследованиями строения сетчатки животных и человека в середине XX в.
Однако эта теория столкнулась с непреодолимыми трудностями при попытках объяснить помимо
законов смешения цветов,
др. факты, напр., особенности цветового контраста, или порогового
цветоразличения.
2. Цветооппонентные теории. Основополагающей является теория Э. Геринга, также
определяющая цвет как результат работы 3 приемников, но работающих по оппонентному принципу,
когда активация и дезактивация приемника связана с базисными оппонентными цветами: красно-
зеленым, желто-синим и бело-черным. Цветооппонентная теория не подтвердилась при исследованиях
активности фоторецепторов,
однако получила свое развитие при исследованиях постретинальных
звеньев зрительной системы, в которых большинство нейронов функционирует именно по
цветооппонетному принципу.
Hosted by uCoz