Navigation bar
  Print document Start Previous page
 503 of 640 
Next page End  

то, что в случае сбоев возникает регресс или задержка. Т. п. р. постулирует след. 8 стадий:
1. Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust): надежда (hope) — первая стадия,
которая соответствует оральной стадии классической теории психосексуального развития (З. Фрейд).
Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к
людям. Высказывалось предположение, что степень доверия пропорциональна скорости и частоте
смены пеленок и кормления. Эриксон действительно считал, что чуткая забота о нуждах ребенка
формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом
постравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к
возобновлению борьбы между доверием и недоверием. В зависимости от смысла жизненных событий
аналогичные регрессы м. б. и к др. стадиям.
2. Автономия против стыда и сомнения (autonomy vs. shame, doubt): воля (will) — вторая стадия,
которая по времени примерно соответствует анальной стадии классической теории Фрейда (1-3 года).
На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные
решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно м. б. названо твердой или
сильной волей. Предполагается, что эти качества связаны с успехами ребенка в овладении своим телом
— в развитии двигательных навыков и произвольного, опосредствованного культурными нормами,
контроля сфинктеров, регулирующих экскреторные функции (естественные отправления). Напротив,
трудности и неудачи этого периода могут породить неуверенность в себе (сомнения), застенчивость,
склонность к самообвинениям. Болезни или травмы, делающие взрослого человека беспомощным и
зависимым от окружающих, могут привести к тому, что человеку вновь придется переживать борьбу
между автономией и стыдом.
3. Инициатива против вины (initiative vs. guilt): целеустремленность (purpose) — третья стадия,
соответствует эдиповой фазе классической теории (3-6 лет). Инициатива проявляется прежде всего в
пределах семейных взаимоотношений как борьба за благосклонность родителей, что предполагает
усвоение (интернализацию) требований последних, если это, в принципе, возможно; неудача ведет к
покорности, чувству вины и тревоге.
4. Трудолюбие против неполноценности (industry vs. inferiority): умение (competence) —
четвертая стадия, которая соответствует латентному периоду классической теории (6-12 лет).
«Трудолюбие» связано преимущественно с овладением знаниями и умениями, которые входят в
содержание систематического обучения в данной культуре, а «неполноценность» — с опасностью
почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми.
5. Идентичность против диффузии ролей (identity vs. role diffusion, или role confusion): верность
(fidelity) — пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону,
индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из
которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность
развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в
дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают
на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и
общества.
6. Близость (интимность) против изоляции (intimacy vs. isolation): любовь (love) — шестая стадия
жизни человека (ранняя взрослость). Именно на этой стадии психически здоровый индивид достигает
того, что в классическом психоанализе называется генитальным уровнем, и становится способным к
любви и творческой работе. С понятием близости связаны такие темы, как дружба и любовь,
сексуальная близость, выбор брачного партнера, становление семьи. Неудачи в этой сфере жизни
стимулируют чувства одиночества, подавленности и подозрительности.
7. Генеративность против стагнации (generativity vs. stagnation): забота (care) — седьмая стадия,
которая соответствует среднему возрасту (зрелости). В узком смысле генеративность понимается как
осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность
(продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности.
8. Целостность эго против отчаяния (ego integrity vs. despair): мудрость (wisdom) — последняя из
8 стадий жизни человека, когда, оглядываясь на прожитую жизнь, он испытывает либо чувство
осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, т. е. мучительную боль за бесцельно прожитые годы.
Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе
смерти.
Теория Эриксона критиковалась за то, что в ней непропорционально много внимания уделено
первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии. Ряд авторов
Hosted by uCoz