Navigation bar
  Print document Start Previous page
 507 of 640 
Next page End  

деятельности.
В большом множестве тестов,
которые в отечественной психологии традиционно называют
«тестами способностей», необходимо различать 2 подмножества: ability tests и aptitude tests.
Первые
(напр., тесты интеллекта)
отражают и оценивают существующий, текущий уровень в развитии
способности (компетентности) к выполнению именно тестируемой деятельности (интеллектуальной или
физической; учебной, профессиональной, игровой, экспериментальной; общей или специальной, хотя
различие между последними понятиями весьма туманно). Они не разрабатывались для того, чтобы
оценивать будущие успехи в овладении иными видами (родами) деятельности и проводить
направленный, дифференцированный профессиональный отбор. Для осуществления прогностического
диагноза разрабатываются по особой технологии aptitude tests. Примером их служит многопрофильная
батарея GATB; в нее включены, конечно, задания на оценку текущих способностей в широком
диапазоне (от умозаключений и восприятия форм до ловкости пальцев и рук), но получаемые
результаты имеют прогностическое значение. Фактически, тестовые задания, которые используются в
обоих подмножествах тестов, принципиально ничем не отличаются, но цели их использования и
способы интерпретации результатов различаются существенно. Поэтому можно считать, что
прогнозные способности (aptitude) оцениваются на основе текущих, актуальных способностей (ability).
(Б. М.)
ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability tests, aptitude tests)
тесты,
диагностирующие
уровень развития общих и специальных способностей,
определяющих успешность обучения,
профессиональной деятельности и творчества.
Широко распространены тесты интеллекта и
креативности, которые используются для определения общей одаренности человека (см. Одаренность
общая).
Существуют многочисленные тесты специальных способностей:
спортивных, музыкальных,
художественных, математических и т. д. Имеются также тесты общих профессиональных
способностей. Наиболее известен тест GATB (General Aptitude Test Battery), разработанный по заказу
службы занятости США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и
госучреждениях. В этот тест включены задания не только на интеллект, но и на внимание, память,
восприятие образной и тестовой информации, ручную и пальцевую моторику. Т. с. широко
используются при индивидуализации обучения в школе, в профориентации и профессиональном
отборе. (В. Н. Дружинин.)
ТЕТА-РИТМ (англ. theta rhythm)
— ритмические колебания потенциалов
электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с частотой 4-8 Гц и амплитудой 10-200 мкВ. Низкоамплитудный (25-35
мкВ) Т.-р. в ЭЭГ человека может составлять один из компонентов нормальной ЭЭГ. Пароксизмальные и
асимметричные тета-волны у взрослых людей в состоянии бодрствования, а также относительно
высокое содержание симметричных тета-волн следует рассматривать как признак патологии. Т.-р. более
выражен у детей и у лиц с неуравновешенным характером и агрессивными и психопатическими
чертами личности и с затрудненной социальной адаптацией. Интеллектуальное напряжение приводит к
увеличению спектральной мощности тета-волн и увеличению пространственной синхронизации между
ними. См. Электроэнцефалография.
ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. technocratic thinking)
— мировоззрение или
менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом
и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в
т. ч. и психотехники) над человеком и его ценностями. Т. м. — это рассудок, которому чужды Разум и
Мудрость. Для Т. м. не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого
переживания и достоинства.
Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый
компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность,
для
которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному
пространству деятельностей.
Т. м. весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за
которым, в свою очередь, лежат определенные социальные интересы.
Т. м. не тождественно мышлению ученых или техников. Т. м. — это, скорее, прообраз
искусственного интеллекта,
хотя К. Шеннон (создатель теории информации), Н. Винер (создатель
кибернетики), Д. фон Нейман (один из создателей вычислительной техники) не раз предупреждали об
опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим
физикам XX в., участвовавшим в создании атомной и водородной бомб.
Т. м. существует реально и играет не последнюю роль в возникновении многих глобальных
проблем современности. Есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный
Hosted by uCoz