Navigation bar
  Print document Start Previous page
 513 of 640 
Next page End  

блоков (подсистем, хранилищ): 1) сенсорных регистров, 2)
кратковременного хранилища и 3)
долговременного хранилища. В сенсорных регистрах информация хранится короткое время (не более
1 с) почти в полном объеме и представлена в виде модально закодированных физических признаков
стимуляции. В кратковременном хранилище объем памяти небольшой (см. Кратковременной памяти
объем),
а информация представлена в вербально-акустическом коде; длительность хранения (ок. 30 с)
зависит от активных процессов управления
— проговаривания, кодирования,
выбора способа
запоминания и т. д. В долговременном хранилище объем памяти неограничен; информация в нем
представлена в семантических кодах и может сохраняться очень долго (несколько лет) или даже
постоянно (см. Долговременная память). (А. И. Назаров.)
ТРИГГЕРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ (англ. trigger stimulation)
— раздражение мозга через
зрительный анализатор вспышками света с использованием автоматической электронной системы с
обратной связью. При Т. с. ритм вспышек света определяется вызываемыми ими электрическими
разрядами мозга, благодаря чему достигается большая синхронность ритмов мозга и светового
раздражения. Метод самовозбуждения мозга с помощью Т. с. особенно эффективен при обнаружении
скрытой склонности к эпилепсии.
ТРИГРАММЫ (англ. trigrams) по специальным правилам подобранные трехбуквенные слова
или бессмысленные трехбуквенные сочетания. Часто используются в качестве материала в
исследованиях памяти.
ТРИОЛИЗМ см. Плюрализм сексуальный.
ТРИТАНОПИЯ (англ. tritanopia;
от греч. tritos
третий) — крайне редкая форма
наследственной цветоаномалии, при которой не функционируют фоторецепторы,
преимущественно
чувствительные к коротковолновому (синему) участку спектра. Ср. Дейтеранопия, Протанопия.
См.
также Первичные (единичные) цвета, Цветовое зрение.
ТРОПИЗМЫ (от греч. tropos
поворот, направление) — изменение направления ростовых
движений органов растений под влиянием биологически значимых раздражителей (см. Таксисы).
О
гаптотропизме см.: Осязание.
ТРО-СИНДРОМ (сокр. от temporal-parietal-occipital височно-теменно-затылочный) см.
Синдромы нейропсихологические.
ТЬЮРИНГА ТЕСТ (англ. Turing's test)
предложенный англ. математиком и философом
Аланом Тьюрингом (1912-1954) операциональный способ решения вопроса «мыслит ли машина?».
Способ состоит в том, что во время опосредствованного диалога (как минимум) 2 человек, которые
непосредственно не видят и не слышат друг друга, а общаются опосредованно (напр., через
компьютерную сеть или др. человека), одного из партнеров «подменяют» компьютерной программой,
которая способна симулировать понимание речи, отвечать на вопросы и задавать их. Если др. человек
не может заметить подмену партнера машиной (и наоборот), то следует считать, что машина обладает
«интеллектом». Реальные испытания, в которых тематика общения была ограниченной определенными
областями и ситуациями (напр., беседа пациента с невидимым психиатром, которого замещала
программа ЭЛИЗА), показали, что создаваемые машинные программы вполне могут вводить людей в
заблуждение. (Б. М.)
_У_
УБЕЖДЕНИЯ (англ. persuasion) представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения
человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты
мировоззрения личности. Наличие У. связано с признанием и непосредственным переживанием их
истинности и с потребностью реализовать их в жизни. Можно говорить о нравственных, научных,
религиозных и др. У.
Формированию У. способствуют широкие и глубокие знания в соответствующей области.
Однако знания автоматически не переходят в У. Последние вырабатываются на основе личного опыта
человека в результате его деятельности, в практике общественного поведения. Именно личный опыт
порождает у человека определенные чувства и переживания, отношение к окружающему. Выработке У.
способствует борьба с тем, что им противостоит.
Предпосылки для формирования устойчивых У. складываются в раннем детстве. Наибольшее
значение в этом возрасте имеют уклад жизни и традиции семьи, характер взаимоотношений с
окружающими. Подлинные У. начинают формироваться в подростковом и старшем школьном возрасте.
Hosted by uCoz