Navigation bar
  Print document Start Previous page
 515 of 640 
Next page End  

непосредственности», т. е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий
(стимулов) на сознание.
Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное,
недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально
развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта
потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения с др. В многочисленных
теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок,
их свойства, условия возникновения (см. Иллюзии восприятия).
Идеи У. в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят
свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т. п. Дискуссионными
проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями
современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А. Н. Леонтьева и С. Л.
Рубинштейна).
У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной
психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У. на рус. языке:
«Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки»
(1966). (Е. Е. Соколова.)
УЗУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ (от лат. usus
правило, норма) —
значение (напр., слова),
соответствующее общепринятому (социально нормативному) употреблению. Против.: Окказиональное
значение.
УКРУПНЕНИЕ (англ. chunking от chunk большой кусок; толстяк) стратегия запоминания
(мнемотехническая операция), состоящая в преобразовании информации к виду, содержащему меньшее
количество, но информационно более крупных, элементов (напр., преобразование двоичного кода 01011
в позиционный 11). У. возможно на основе взаимодействия кратковременной и долговременной
памяти.
Термин предложен амер. психологом Джорджем Миллером (1956). См. Кодирование,
Оперативная единица восприятия, Структурирование.
О др. смысле У. см.: Монотонная работа.
(А.
И. Назаров.)
УМЕНИЕ (англ. ability, skill)
— промежуточный этап овладения новым способом действия,
основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в
процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.
У. обычно
соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила,
теоремы, определения и т. п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В
последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые
операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия,
регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с
целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У.
усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей
решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит
изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно
без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме
автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию
происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных
видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.), обладают
специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У., так и от У. к навыку. Условия,
обеспечивающие наибольшую эффективность становления У.: понимание учеником обобщенного
правила и обратная связь в процессе решения новых задач. См. также Умственные действия.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ (англ. conclusion)
общезначимая словесная форма, благодаря которой
косвенным путем, а не на основе наблюдений м. б. выделены и обозначены предметы и их отношения.
Необходимое условие правильности всякого У. — выполнение требования: если основания, посылки
данного У. истинны, то должно быть истинно и заключение. Выполнение этого требования достигается
построением У. соответственно логическим законам и правилам. На основе У. человек получает новые
представления в категориях наличного бытия о более или менее общих свойствах предметов в
зависимости от формы У. (индуктивное, дедуктивное). У. как форма получения знания возможно
потому, что классы воспринимаемых предметов и сами способы перцептивной деятельности получают
устойчивые словесные наименования, которые становятся средством организации деятельности
наблюдателя. Для проверки правильности У. достаточно внимательно изучить предмет, сравнить
представление с фактом,
с общим в фактах. Однако для того чтобы определить, принадлежит ли это
общее (или частное) вещам с необходимостью, заложенной в их природе, или не принадлежит,
Hosted by uCoz