Navigation bar
  Print document Start Previous page
 517 of 640 
Next page End  

поведению.
Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и при др. нарушениях ц. н. с.; при
этом клинико-психологическая картина будет иной. Так, при органических поражениях ц. н. с.,
возникших у детей старшего возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки
олигофренического слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной
сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и
повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта:
одни психические функции задерживаются в развитии, др. — повреждаются, третьи остаются
относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение
памяти и внимания при большей сохранности др. психических процессов (см. Черепно-мозговая
травма).
У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при
возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность,
появляются признаки интеллектуальной недостаточности («олигофренический плюс»). См. также
Генетика поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический
дизонтогенез, Психология специальная, Фенилкетонурия, Шизофрения. (В. В. Лебединский.)
УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ (англ. mental actions)
— разнообразные действия человека,
выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства,
включая внешнюю, слышимую речь, что отличает У. д. от др. видов человеческих действий
(перцептивных, речевых, физических). У. д. м. б. направлены на решение познавательных
(мыслительных, мнестических) и практических задач. Опираясь на фундаментальные положения Л. С.
Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о связи внешней и внутренней форм (в т. ч. и
умственной), П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин широко исследовали У. д. в контексте
анализа различных проблем общей, возрастной и педагогической психологии.
Наиболее детально проблема У. д. разработана в выдвинутой Гальпериным теории
(планомерного) поэтапного формирования У. д.
Показано, что всякое человеческое действие (в т. ч. и
У. д.) состоит из 2 частей: ориентировочной и исполнительной. Сведение У. д. лишь к его
исполнительной части, к тем или иным предметным преобразованиям ведет к утере психологического
содержания У. д. Выделяется 6 основных этапов формирования У. д., в ходе которых происходят
интериоризация, обобщение,
сокращение и др. существенные изменения: 1) формирование
мотивационной основы действия; 2) формирование схемы ориентировочной основы действия; 3)
становление материальной (материализованной) основы действия; 4) формирование действия в громкой
речи; 5) действия во внешней речи про себя; 6) действия в умственном плане. Прослеживание
последовательных изменений, происходящих при переходе с этапа на этап, позволяет объяснить генезис
и свойства конкретных психических явлений как результат сложных преобразований предметных
действий. См. Ориентировочная деятельность, Умение.
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ (англ. mental-age score)
— особый показатель, выражающий
уровень интеллектуального развития в годах; определяется у детей с помощью некоторых тестов
интеллекта.
У. в. (обследуемого) показывает тот хронологический возраст, умственному нормативу
которого соответствует сырой показатель выполнения теста данным обследуемым. У. в. может
соответствовать хронологическому (паспортному) возрасту обследуемого индивида, но м. б. и выше
или ниже. Понятие У. в. было введено А. Бине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее
определенным по содержанию термином «умственный уровень». В. Штерн (1912) ввел формулу, по
которой в результате соотнесения У. в. и хронологического возраста индивида определяется его
коэффициент интеллекта:
IQ =
%
100
возр.
Хронол.
в.
У.
УОТСОН ДЖОН (Watson, 1878-1958) амер. психолог, создатель одного из вариантов
объективной психологии — бихевиоризма.
На становление взглядов У. оказали свое влияние
зоопсихологические исследования ряда амер. авторов (в частности, Э. Торндайка), идеи И. П. Павлова
об условных рефлексах как единицах поведения и работы В. М. Бехтерева. Манифестом бихевиоризма
считается
статья У. «Психология с т. зр. бихевиориста» (1913). Работы У. существенно повлияли на
амер. психологию. Во 2-й пол. жизни У. отошел от академической психологии и занимался г. о.
психологией рекламы. (Е. Е. Соколова.)
Добавление ред.: На рус. языке изданы след. труды У.: «Психология как наука о поведении»
(1926), «Психологический уход за ребенком» (1929), специально написанная для Большой сов.
энциклопедии статья «Бихевиоризм».
Hosted by uCoz