Navigation bar
  Print document Start Previous page
 518 of 640 
Next page End  

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ (персоналом) (англ. Human Resources
Management, Personnel Management)
— направление менеджмента,
основная цель которого —
повышение производительности посредством создания благоприятных условий для деятельности
сотрудников организации. Выделилось из общего менеджмента в отдельное направление и
специализацию в 1940-х гг. На начальных этапах развития чаще использовалось понятие «управление
персоналом», выделяющее психологическую составляющую процесса управления. С 1970-х гг. более
употребительно понятие «У. ч. р.», что обусловлено приходом в сферу менеджмента системных
представлений. У. ч. р. связано с оптимальным использованием возможностей сотрудников и факторов
производственной среды для достижения целей организации. Оно содержит след. элементы:
— организационное планирование (Organization planning);
анализ работы и рабочих мест (Job analysis);
— оценка успешности выполнения (Appraisal or evaluation);
подбор, оценка и расстановка кадров (Selection and Assessment);
— формирование и слаживание команд (Team Building);
— обучение и развитие персонала (Training and development);
— администрирование компенсаций за труд (Compensation, Wage and salary administration);
— оптимизация условий на рабочих местах (Job Conditions Optimization);
— поддержание отношений с профсоюзами; разрешение конфликтов и трудовых споров
(Conflict Resolution).
См. также Научная организация труда, Организационное поведение, Эргономика.
(Е. Б.
Моргунов.)
УПРЯМСТВО (англ. stubbornness)
форма поведения, обусловленная мотивом
самоутверждения.
У. чаще всего проявляется у людей с повышенной аффективностью и
интеллектуальной ограниченностью. У детей и подростков возникновению У. способствуют
неблагоприятные условия жизни и воспитания: неудовлетворение их существенных потребностей,
грубость в обращении или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. У.
подростка может появиться вследствие мелочной опеки, игнорирования со стороны старших его
возрастающих прав на самостоятельность. Не всегда умея найти разумные пути проявления своей
самостоятельности, подросток может стать неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные
решения. У. может закрепиться и стать устойчивым отрицат. свойством характера.
В этом случае
трудно его преодолеть, если сам субъект не осознает этой необходимости. См. Кризисы возрастные,
Настойчивость, Негативизм.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ (англ. personal level of aspiration)
стремление к
достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе У. п.
л. лежит такая оценка своих возможностей (см. Я-концепция),
сохранение которой стало для человека
потребностью.
У. п. л., который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (напр., в
спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в
коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.), называется частным. В
основе такого У. п. л. лежит самооценка в соответствующей области.
У. п. л. может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и
деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные
качества. В основе такого У. п. л. лежит целостная оценка себя как личности.
Понятие У. п. л. было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что У. п. л. в
экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако
решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а
переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных (см. Достижения мотив).
У. п. л. м. б. адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным,
завышенным). Завышенный У. п. л. может стать источником аффекта неадекватности.
При
воспитании детей важно учитывать особенности У. п. л., так как его соответствие возможностям
ребенка — одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником
возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может
привести к отклонениям в развитии личности (см. Аффективные дети, Притязания детские).
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ см. Локус контроля.
УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ см. Построение движений.
УСВОЕНИЕ (англ. appropriation)
— процесс «воспроизведения» индивидом исторически
Hosted by uCoz