Navigation bar
  Print document Start Previous page
 519 of 640 
Next page End  

сформированных, общественно выработанных способностей,
способов поведения, знаний, умений и
навыков,
процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности.
Процесс У.
начинается с момента рождения и разнообразными путями осуществляется в течение всей жизни
человека, являясь основой развития психики и поведения.
В настоящее время исторически сложились след. основные формы У. — непосредственно-
эмоциональное общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, общественно полезная и
собственно трудовая деятельность (см. Ведущая деятельность).
Этой последовательности
соответствуют основные возрастные периоды жизни современного человека. Каждая форма У. связана с
определенным общественно заданным содержанием, субъективное воспроизведение которого приводит
к соответствующему уровню психического развития. Эти формы У. взаимосвязаны и взаимодополняют
друг друга. Напр., игровая деятельность — главная форма У. в дошкольном возрасте в измененном
виде существует и в более старших возрастах, сочетаясь с учением и трудом. См. также Подражание.
Для У. характерна след. особенность: оно осуществляется в процессе собственной деятельности
индивида с предметами материальной и духовной культуры.
У. включает след. основные компоненты: 1) предметы культуры, воплощающие способности,
знания, умения и навыки людей (содержание У.); 2) способы задания этих предметов, соответствующие
определенной форме их У. (напр., игровой форме У. взаимоотношений людей соответствует их задание
в виде ролей); 3) практическая и познавательная деятельность, адекватная деятельности, воплощенной в
предметах культуры. Результаты У. выражаются в виде, с одной стороны, усвоенных человеком знаний,
умений и навыков, с др. — способностей, характеризующих определенный уровень психического
развития, который служит предпосылкой У. более сложного содержания (напр., лишь достаточно
развитые мотивация и способность воображения позволяют ребенку перейти от игровой к учебной
деятельности).
Содержание усваиваемого, способ его объяснения, а также соответствующие им виды
деятельности первоначально выступают перед человеком как внешние образцы (предметы обихода и
приемы пользования ими; сюжет и роли игры; правила орфографических и математических действий;
манера поведения и т. д.). Условия У. всегда создаются для данных индивидов др. людьми
родителями, воспитателем, учителем, коллективом сверстников, которые персонифицируют в себе
общественный опыт. Лишь через общение индивид оказывается в ситуациях, требующих от него У.
некоторого содержания в соответствующей форме. Поэтому У. всегда выступает как процесс
интериоризации,
т. е. воспроизводства в формах субъективной (внутренней) деятельности
первоначально внешне заданных образцов общественного опыта и средств ориентации в нем. Разные
стороны этой общей особенности У. являются объектом многих исследований в психологии (П. Жане,
Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).
На основе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми (комплекс оживления и т. д.)
у младенцев формируются исходные ориентировочные и сенсомоторные (манипулятивные) действия. В
сотрудничестве со взрослыми дети преддошкольного возраста в процессе предметно-манипулятивной
деятельности усваивают общественно выработанные способы употребления вещей, предметно-
орудийные операции (у детей складывается «практический», сенсомоторный интеллект). Для игровой
деятельности характерен ряд приемов (принятие ребенком на себя роли взрослых людей, перенос
значения действия с одного предмета на др. и т. д.), благодаря которым дети дошкольного возраста
воспроизводят отношения взрослых. На этой основе происходит У. детьми общественного смысла
действия, формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности
(прежде всего к учению). Младшие школьники в процессе учебной деятельности усваивают системы
научных знаний, художественных образов, нравственных ценностей и правовых норм. У них
формируются произвольность психических процессов, способность к действиям в умственном плане,
основы теоретического мышления. В подростковом возрасте ведущей является общественно полезная
деятельность, в которую вплетаются различные виды личного общения. Посредством их подростки
воспроизводят и усваивают общие взаимоотношения взрослых, характерные для данного общества.
Ориентация на них позволяет подросткам усваивать соответствующие нормы и способы оценки
поведения. В результате у них формируется личностный смысл жизни человека, сознание, служащее
предпосылкой для дальнейшей учебно-профессиональной и собственно трудовой деятельности. В труде
человек не только использует ранее приобретенные знания, умения и навыки, но и продолжает
усваивать как новые производственные умения, так и нормы гражданского поведения.
Каждой форме У. присущи особые закономерности. В настоящее время наиболее подробно
изучены особенности У., происходящего в форме школьного обучения. Специфическим способом
Hosted by uCoz