Navigation bar
  Print document Start Previous page
 523 of 640 
Next page End  

посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и
навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и
религия. Систематическое осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у ее субъектов
теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции,
обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
У. д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые
виды деятельности (в коммуникативную, игровую, трудовую, спортивную и т. п.). У. д. предполагает
усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых уч-ся с помощью
учителей и преподавателей. У. д. реализуется в тех учебно-воспитательных учреждениях (школах,
институтах, ун-тах), которые способны давать своим выпускникам достаточно полноценное
образование и нацелены на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных
сферах общественного сознания (до сих пор У. д. слабо представлена во многих рос. учебно-
воспитательных учреждениях).
У. д. имеет след. общую структуру: потребностьзадачамотивыдействияоперации.
Потребностью У. д. является стремление уч-ся к усвоению теоретических знаний из той или иной
предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития
предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических
фиксируют лишь признаки уже ставших предметов). Специфика учебной задачи состоит в том, что при
ее решении уч-ся овладевают общим способом решения целого класса однородных частных задач. В
мотивах учебных действий конкретизируется потребность У. д., когда общее стремление учащихся к
усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом
решения некоторого класса частных задач.
В состав учебных действий входят: 1) принятие или самостоятельная постановка учебной
задачи; 2) преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения
изучаемого предмета; 3) моделирование выделенного отношения (см. Моделирование в обучении); 4)
преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; 5) построение
системы частных задач, решаемых общим способом; 6) контроль за выполнением предыдущих
действий; 7) оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. Учебные
операции,
входящие в действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных учебных
задач.
Структура У. д. формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются
только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательный интерес). В этом возрасте У. д.
является главной и ведущей среди др. видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.).
Систематическое осуществление младшими школьниками У. д. определяет возникновение и развитие у
них психологических новообразований данного возраста (субъекта этой деятельности, основ
теоретического мышления, произвольности учебно-познавательных действий).
Первичной формой У. д. служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом
или отдельными его группами. В процессе интериоризации формируется индивидуальная У. д.,
показателем которой является наличие у ее субъекта умения инициативно и самостоятельно различать в
осваиваемом предмете известное и неизвестное теоретическое знание, задавать содержательные
вопросы сверстникам и учителям, умения не только постоянно участвовать в дискуссиях, но и быть их
инициатором и организатором.
Психолого-педагогические исследования показывают, что У. д. в конце существующего в России
начального образования (т. е. к 10 г. жизни ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной
формы. Возникает проблема его пролонгирования на 1-2 г., с тем чтобы в конце младшего школьного
возраста у ребенка формировалось желание и умение учиться, т. е. потребность У. д. и возможность ее
индивидуального осуществления.
В последующих возрастах, которым соответствуют определенные ступени образования
(подростковый возраст
основная школа; ранняя юность — старшие классы школы; юность —
высшая школа), У. д. претерпевает качественные изменения по содержанию теоретических знаний,
усваиваемых уч-ся, по характеру ее осуществления уч-ся, по способам организации учителями и
преподавателями, по роли в становлении психологических новообразований, присущих каждому
возрасту. Так, в подростковом возрасте У. д. теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное
значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе усвоения ими
самых разных учебных предметов гуманитарного, естественного и математического профиля.
Подростки имеют индивидуальную форму У. д. и, выступая как ее полноценные субъекты, могут при
Hosted by uCoz