Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 640 
Next page End  

слышимости.
Если сигналы поступают с разной интенсивностью или временным интервалом, то звуковой
образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука (напр., при интервале 0,6 с
звуковой образ смещается на 90°). Минимальный интервал, вызывающий смещение звукового образа,
равен 40 мс. При интервале более 2-3 мс звуки воспринимаются как 2 последовательных раздражения.
Зависимость локализации звука от фазы тональных сигналов при Б. с. наблюдается при действии
только низкочастотных тонов (до 1500-2000 Гц). Звук имеет тенденцию к локализации в сторону того
уха, к которому движется ведущая по фазе звуковая волна. Степень смещения звукового образа
возрастает при увеличении бинауральной фазовой разности до локализации звукового образа в 1 ухе.
Порог бинауральной фазовой разности при тоне 100 Гц составляет 3° (разность по времени — 100 мс).
Тоны выше 1500-2000 Гц при Б. с. локализуются из-за отличий интенсивности звука на разных
ушах (голова и ушные раковины ослабляют высокочастотные тоны эффективнее, чем низкочастотные).
При действии более сложных звуков (напр., звуки речи) для локализации используется и их тембр,
поэтому они локализуются легче, чем простые.
Абсолютный и дифференциальные пороги при Б. с. понижаются по сравнению с моноуральным
слухом (слушание 1 ухом); наблюдается суммирование громкости, которое тем больше, чем больше
интенсивность звука.
Механизмы Б. с. недостаточно выяснены. Наиболее распространенная гипотеза объясняет
способность локализации источника звука при Б. с. разной картиной возбуждения, возникающей либо в
результате неодновременности прихода звука на разные уши, либо при одновременном действии звуков
разной интенсивности. См. также Восприятия пространства нарушения, Слух.
БИНЕ АЛЬФРЕД (1857-1911)
— фр. психолог, создатель 1-й во Франции лаборатории
экспериментальной психологии (1889). Б. автор работ по самому широкому кругу проблем психологии:
по патологии сознания,
проблемам умственного утомления,
индивидуальных различий процессов
памяти, внушения,
графологии и др. Однако наибольшую известность получили разработки Б. в
области создания тестов интеллекта, сделавшие Б. одним из основателей тестологии.
В нач. XX в. Б. вместе с Т. Симоном проводит ряд экспериментов по изучению памяти,
внимания, мышления детей, которые после применения статистических процедур стали использоваться
как тесты уровня умственного развития (см. след. статью). По Б., этот уровень детерминируется
генетическими факторами и не зависит от обучения. Тесты Б.—Симона широко использовались во
Франции, были адаптированы в ряде др. стран, в т. ч. в России. Б. ввел в тестологию понятие
умственного возраста в отличие от хронологического (паспортного) возраста.
В 1912 г. В. Штерн
предложил измерять уровень умственного развития с помощью подсчета коэффициента интеллекта
(IQ), который был использован в видоизмененной шкале Б.—Симона, получившей название шкалы
Стэнфорд—Бине (по названию Стэнфордского ун-та, где она была разработана под руководством Л.
Термена). (Е. Е. Соколова.)
БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ (англ. BinetSimon Scale)
— тест для измерения развития
интеллекта, предложенный в 1905 г. фр. психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3
до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30
вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей
трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста,
интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных
задач характеризует умственный возраст ребенка.
При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). Б.—
С. т. переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная
модификация была создана амер. психологом Л. Терменом (тест СтэнфордБине).
Однако во всех
редакциях Б.—С. т. направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и
сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста
состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта
личности на успешность выполнения задания.
БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ (от лат. bini два + oculus
глаз; букв. «зрение 2 глазами») —
видение 2 глазами; обеспечивает восприятие глубины и объемности предметов. В основе
бинокулярного восприятия глубины и объемности лежит бинокулярный параллакс — различия в
проекционных изображениях объекта на сетчатке левого и правого глаз, возникающие вследствие
различий в пространственном положении обоих глаз. При Б. з. возбуждения, идущие из сетчатки одного
глаза, сливаются в коре мозга с возбуждениями, идущими из сетчатки др. глаза. Их полное слияние
Hosted by uCoz