Navigation bar
  Print document Start Previous page
 534 of 640 
Next page End  

интеллектуальных.
Согласно взглядам Ж. Пиаже,
Ф. о. характеризуют стадию интеллектуального
развития современного человека, которую он достигает в подростковом возрасте (от 11-12 до 14-15
лет). Ф. о. строятся на основе конкретных операций. Это операции над операциями, или операции 2-го
порядка.
Благодаря им ребенок становится способным рассуждать, опираясь на выдвигаемые им
гипотезы.
Он формирует гипотезы, выводит на их основе определенные следствия (см.
Умозаключение), а затем проводит наблюдения для того, чтобы определить, согласуются ли его идеи с
действительностью. Такой способ рассуждения называется гипотетико-дедуктивным (см. Дедукция).
На уровне Ф. о. происходит разделение формы и содержания знания. Именно благодаря этому
подросток способен рассуждать правильно по отношению к высказываниям, в истинности которых у
него нет уверенности. Рассуждая, подросток становится способным заменить конкретные предложения
и отношения между ними символами, которые обычно используются в логике, и т. о. оценивать
правильность рассуждения независимо от содержания посылок.
Благодаря отделению формы от содержания у подростка формируется способность к
комбинаторике. Он составляет разнообразные комбинации объектов и их отношений, и, как следствие
этой способности, расширяется представление ребенка о мире. Он может рассматривать его как одно из
проявлений возможного. Подросток составляет не только комбинации объектов, но и комбинации
высказываний, предложений, что порождает новую логику — логику предложений или
пропозициональную логику. Пропозициональные операции
— это установление отношений между
предложениями для определения их истинности или ложности. Эта логика позволяет исключать
ложные гипотезы и конструировать сложные объяснения наблюдаемых явлений.
Др. особенность формального мышления составляет выработка новой фундаментальной
структуры мышления (группы INRC) и реципрокности (обратимости) (см. Группировка).
На уровне
конкретных операций эти формы обратимости действуют каждая в своей области: инверсия в области
классификации, реципрокность — сериации. На уровне Ф. о. осуществляется синтез инверсий и
реципрокностей в новую систему операций INRC, где I — операция идентичности, N — операция
отрицания, R — операция реципрокности, C
— отрицание реципрокности, или операция
коррелятивности. Многие процессы в реальном мире м. б. описаны с помощью этих операций (напр.,
гидравлический пресс, относительное движение и др.).
На уровне Ф. о. подросток способен открывать законы и систематически исследовать факторы,
определяющие то или иное событие. Так у подростка формируется экспериментальное мышление.
С развитием интеллекта в подростковом возрасте Пиаже связывает рождение личности.
По его
мнению, личность появляется в тот момент, когда строится программа жизни. Построение этой
программы требует развития гипотетико-дедуктивного мышления. (Л. Ф. Обухова.)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ (англ. shaping of behavior)
— понятие из концепции Б.
Скиннера, обозначающее постепенное построение нужного оперантного поведения путем подкрепления
соответствующих ему элементов (реакций). (Б. М.)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ (англ. reaction formation)
— сомнительный неологизм,
появившийся в некоторых недавних переводах психологических трудов (с англ. на рус.) вместо термина
реактивное образование.
См. Защита психологическая.
Неудачность этого перевода связана еще и с
опасностью путаницы с близким (по форме) термином формирование поведения. (Б. М.)
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability formation).
Способности —
психические
свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или
нескольких видов деятельности.
Общепринято в отечественной психологии считать способности
прижизненно складывающимися психическими свойствами индивида. Ф. с. происходит на основе
врожденных задатков способностей.
Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является
дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов и др.), задатки специфичны по
отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться
на основе разного сочетания задатков). По мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны
по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе
усвоения (присвоения) социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов
деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний,
умений и навыков это прямой результат обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах
обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Леонтьевым была поставлена задача
перехода к прямому Ф. с., созданию «педагогики способностей». Трудность ее решения состоит в
отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их
формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А.
Hosted by uCoz