Navigation bar
  Print document Start Previous page
 536 of 640 
Next page End  

Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием Гальбвакс
применил к анализу явлений памяти, а Блондель — аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием
идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития
мышления ребенка. (А. Н. Ждан.)
ФРЕЙД ЗИГМУНД (Freud, 1856-1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог,
создатель психоанализа.
Первые работы Ф. были исследованиями по анатомии и физиологии н. с. С
1880-х гг. Ф. занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в
1890-х гг. ряд работ о психогенном происхождении истерии и ее лечении с помощью гипноза.
Симптомы истерии объясняются в этих работах как проявления скрытых от сознания больных
(вытесненных в бессознательное)
аффективных следов травматических событий их жизни (см.
Аффекты). Впоследствии Ф. отказывается от гипноза и разрабатывает собственно психоаналитический
способ лечения больных. Он заключается в анализе по определенным правилам спонтанно
возникающих у больного ассоциаций по поводу к.-л. элемента его душевной жизни (метод свободных
ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок,
забывания и т. п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин
этих явлений и доведения этих причин до сознания больного. Результатом обобщения
психоаналитических исследований Ф. этого периода явились опубликованные в нач. XX в.
классические работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901),
«Остроумие
и его отношение к бессознательному» (1905) и др., в которых Ф. дает первую схему
строения психической жизни человека: сознание, предсознательное и бессознательное.
Причинами многих неврозов у пациентов Ф. в то время были различные сексуальные проблемы,
поэтому Ф. обращается к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие
сексуальности человека Ф. ставит в центр всего психического развития человека («Три очерка по
теории сексуальности», 1905) и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как
искусство («Леонардо да Винчи», 1913), особенности психологии первобытных народов («Тотем и
табу», 1913) и др. Однозначный пансексуализм Ф. отталкивает от него ряд его ближайших учеников
(А. Адлер, К. Г. Юнг и др.), которые создают свои собственные психоаналитические концепции. После
1920-х гг. Ф. разрабатывает новые проблемы психоанализа: он пересматривает учение о влечениях («По
ту сторону принципа удовольствия», 1920), выделяя «влечения к жизни» и «влечения к смерти»,
предлагает новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространяет идеи психоанализа на
понимание практически всех сторон общественной жизни.
Психоанализ Ф. оказал существенное влияние на развитие психологической науки и
психотерапии, а также на философию, литературу, искусство XX в. См. также Комплекс Эдипа,
Неофрейдизм, Фрейдизм, Цензура. (Е. Е. Соколова.)
ФРЕЙДИЗМ (англ. Freudianism)
психологическое и философское учение о личности
человека, получившее название по имени основателя австрийского психиатра З. Фрейда;
включает в
себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Ф. состоит в
признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения:
сексуальное и агрессивное. Т. к. удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со
стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного,
и проявляются в
реальной жизни в виде символов. Последними м. б. как простейшие действия, оговорки, так и
произведения человеческой культуры, искусства.
Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из след. инстанций: Оно (Id), Я (Ego) и
Сверх-Я (Super-Ego). Оно содержит биологические влечения, требующие непосредственного
удовлетворения, которое блокируется инстанцией Сверх-Я — «цензорным» компонентом личности (см.
Цензура).
Сверх-Я складывается из интернализированных в ходе социализации индивида социальных
нормативов и ценностей.
Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я,
функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов
защиты (см. Защита психологическая):
вытеснения, проекции, регрессии, сублимации и др. При
недостаточности мер защиты возникает невроз,
в основе которого лежат, по мнению Фрейда,
психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными
влечениями ребенка к родителю против. пола (комплекс Эдипа или Электры).
Разнообразные невротические симптомы — символические формы этих вытесненных или
недостаточно сублимированных инфантильных сексуальных влечений. Теория лечения неврозов (см.
Психоанализ)
предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных
Hosted by uCoz