Navigation bar
  Print document Start Previous page
 544 of 640 
Next page End  

выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них
можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам,
отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие
положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.
К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим
поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие
положительные черты, как целеустремленность, настойчивость,
решительность, самообладание,
выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты —
упрямство,
нерешительность,
трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х.
Слабохарактерность — отрицат. качество, даже если оно сочетается
с высокой общественной
направленностью личности.
Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт Х.
в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний.
Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно
закрепиться и стать чертой Х. См. Акцентуация характера, Индивидуально-психологические различия,
Психопатия, Характерология.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (англ. psychological characterization)
— форма
изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Она содержит конкретные данные об
изучаемом субъекте (его поведении, деятельности,
особенностях личности,
материалы, собираемые
путем систематического наблюдения,
проводимого в различных жизненных ситуациях). См.
Индивидуальный подход.
Х. п. м. б. использована в качестве вспомогательного метода в различных исследованиях:
психологическом, социологическом, педагогическом, мед. и др. В этих случаях Х. п. составляется в
соответствии с той задачей, которая стоит перед данным исследованием. Поэтому такого рода
характеристики часто отражают не все психологические особенности изучаемого, а лишь существенные
для решения поставленной в исследовании задачи.
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ (англ. characterology)
раздел психологии, задачей которого является
описание типов характера, а также изучение его сущности, строения и развития.
ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА (англ. Khar'kov school) группа психологов, работавших примерно
с 1931 г. в ряде научных учреждений Харькова и развивавших идеи Л. С. Выготского в
«деятельностном ключе» (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко,
В. И.
Аснин, Г. Д. Луков, О. М. Концевая, К. Е. Хоменко и др.). Особенно большой разработке подверглась в
Х. ш. проблема «практическая деятельность и сознание». В теоретических, экспериментальных и
практически ориентированных работах Х. ш. развивались идеи о сознании как особой деятельности,
включенной в практическую деятельность и «обслуживающей» ее; об идеальном отображении предмета
деятельности в сознании, которое происходит поэтапно: сначала человек (ребенок) «действует
понятийно» и лишь впоследствии начинает мыслить в понятиях,
причем слово (речь)
играет роль
необходимого условия этого процесса; о психологическом различии между
средством деятельности у
животных и орудием деятельности у человека; о макроструктуре человеческой деятельности и
соотносимой с ней структуре сознания; об особенностях различных психических процессов в
зависимости от разного включения их в структуру деятельности; о возникновении психического
отражения в ходе эволюции; об этапах развития психики и сознания и др. Работы Х. ш. внесли
значительный вклад в становление деятельностного подхода в психологии и в разработку теории
деятельности Леонтьева.
Вместе с тем история Х. ш. и отношение ее исследований к идеям Выготского представляет
собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. По известным историческим
причинам многие работы Х. ш. либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех
лет (г. о. на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с
возросшим интересом в мировой психологии к теории деятельности Леонтьева представляется
необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его
полноте и целостности. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в М. начала сгущаться. Относительно
безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из М. Первым
приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая
академия (Харьков в те годы был столицей Украины). Леонтьев, по его словам, отошел от Выготского и
претендовал на новое направление в психологии, получившее впоследствии наименование
Hosted by uCoz