Navigation bar
  Print document Start Previous page
 547 of 640 
Next page End  

серого, одинакового с ним по светлоте. Ненасыщенные Х. ц. выглядят бледными (напр., розовый,
голубой). См. Цвет, Цветовое зрение. (Т. П. Зинченко.)
ХРОМАТОПСИЯ (от греч. chroma
цвет + opsis — зрение) — извращение цветовых
ощущений. Виды Х.: эритропсия — видение всего в красном свете, встречается при отравлении йодом,
иногда при снежном ослеплении; ксантопсия — видение всего в желтом свете, проявляется при
желтухе и отравлении сантанином; цианопсия
— видение всего в синем свете, наблюдается при
отравлении некоторыми грибами.
ХРОНАКСИМЕТРИЯ (от греч. chronos
время + axia — цена + metron — мера) —
совокупность методик изучения возбудимости тканей, органов и сложных систем организма,
основанная на измерении минимального (т. е. порогового) времени действия раздражителя удвоенной
пороговой силы (подразумевается, что пороговая сила предварительно установлена для довольно
длительных раздражителей). Первоначально Х. касалась пороговых характеристик воздействия
электрического тока на ткани (Уфлянд Ю. М., 1941), позднее ее распространили и на адекватные
раздражители сенсорных систем (Макаров П. О.). Х. это частная характеристика более широкой
зависимости между пороговым временем и пороговой интенсивностью. (Б. М.)
ХРОНОТОП (от греч. chronos время + topos место; буквально времяпространство).
Пространство и время — это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые,
чем социум. Преодоление пространства и
времени и овладение ими — это экзистенциальная задача,
которую человечество решает в своей истории, а человек — в своей жизни.
Человек субъективирует
пространство и время, разъединяет, объединяет их, трансформирует, обменивает и превращает одно в
др. Х. — это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Х.
сознания двулик. Это в такой же степени «овремененность пространства», в какой
«опространственность времени». Тайна сочетания, изменения масштабов, превращаемость форм
осознавалась давно. А. А. Ухтомский дал ей имя.
Х. — понятие, введенное Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по
почину М. М. Бахтина)
перешедшее в гуманитарную сферу. Ухтомский исходил из того, что
гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а
значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп
функционально определенный «центр». Вспоминается т. зр. Г. Минковского, что пространство в
отдельности, как и время в отдельности — лишь «тень реальности», тогда как реальные события
протекают безраздельно в пространстве и времени, в Х. И в окружающей нас среде, и внутри нашего
организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядки и связи в пространстве и времени
между событиями (Ухтомский). Это было написано в 1940 г., задолго до того, как Д. О. Хебб пришел к
идее клеточных ансамблей и их роли в организации поведения. В 1927 г. Ухтомский одобрительно
отозвался о работе Н. А. Бернштейна и характеризовал развитые им методы анализа движений как
«микроскопию Х.». Это микроскопия не неподвижных архитектур
в пространстве, но микроскопия
движения в текуче-изменяющейся архитектуре при ее деятельности. Ухтомский предсказал успех
Бернштейна: на развитые им методы и учение о построении движения до сих пор опирается мировая
наука, изучающая живые движения и действия.
Х. сознательной и бессознательной жизни соединяет в себе все 3 цвета времени: прошлое,
настоящее, будущее, разворачивающиеся в реальном и виртуальном пространстве. По Бахтину, «в
литературно-художественном Х. имеет место слияние пространственных и временных примет в
осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-
зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени сюжета истории.
Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается, измеряется временем.
Этим перечислением рядов и слиянием примет характеризуется художественный Х. Х. как формально-
содержательная категория (в значительно мере) и образ человека в литературе; этот образ существенно
хронотопичен». Для психологии эта характеристика имеет не меньшее значение, чем для искусства. Х.
невозможен вне смыслового измерения. Если время — это 4-е измерение, то смысл — 5-е (или
первое?!). Не только в литературе, но и в реальной жизни у человека бывают состояния «абсолютной
временной интенсивности», прообразом которой м. б. закон развертывания числового ряда (Г. Г.
Шпет).
В таких состояниях «меньше года длится век» (Б. Пастернак). К идее фиксированной точки
интенсивности пришел М. К. Мамардашвили. Он называл ее: Punctum Cartesianum, «абсолютный зазор»,
«мгновение-дление», «вечное мгновение», «мир чудовищной актуальности». Имеются и др. названия:
«точки на пороге», «вневременное зияние», точки кризисов, переломов и катастроф, когда миг по
своему значению приравнивается к «биллиону лет», т. е. утрачивает временную ограниченность
Hosted by uCoz