Navigation bar
  Print document Start Previous page
 554 of 640 
Next page End  

философские, религиозные, художественные, житейские и «паранаучные» (хиромантия, френология,
астрология, графология, физиогномика, парапсихология).
Позитивистские требования строгого
разграничения знания и веры, теории и гипотезы, науки и метафизики далеко не всегда выполнимы и
полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются
во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких размеров, что
приходится мириться с невоспроизводимыми фактами,
субъективными отчетами, понимающими
методами, научными аллегориями и метафорами, прагматическими критериями истины. За пределами
науки — в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами —
также
ведется поиск и обоснование гуманитарного знания. Очевидно, вненаучное Ч. сохраняет
фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике (см. Психологическая
педагогика), психотерапии, медицине, политике и т. д.
Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов.
Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы,
рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей.
Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в
ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного
преобразования обезьяны в человека. Большим разнообразием отличаются близнечные мифы и мифы о
душе.
Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и
лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens
сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке 2
различных начал: души и тела (см. Анимизм, Дуализм, Психофизическая проблема). Говоря языком нем.
классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния
духа.
Человек — его повседневные труды и заботы, героические дела и авантюрные приключения,
бурные страсти и нежные чувства, многообразие человеческих судеб, характеров, мотивов — занимает
центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном (см. Психологизм).
Мир
художественных образов имеет особенно большую ценность для психологии и др. наук, связанных с
человеческой душой; отметим, в частности, тот факт, что литературные персонажи довольно часто
служат прототипами и эпонимами для психологических и психиатрических концептов (напр., эффект
Пигмалиона, принцип Поллианны, синдромы Алисы в стране чудес, Манилова, Хлестакова и
Мюнхгаузена; этот список можно было бы расширить за счет названий синдромов и комплексов,
связанных с мифологическими личностями — Геракл, Эдип, Диана, Каин и т. д.). Можно считать
вполне основательным давнее предложение Гордона Олпорта связать литературный подход к
исследованию личности с научным, создав научно-гуманистическую систему изучения личности (см.
Знание живое, Психология искусства).
Такая система должна быть взаимополезной, поскольку, как
писал Анатоль Франс: «Наука без литературы схематична и груба; литература без науки пуста, ибо
сущность литературы — знание».
Интерес к человеку обнаруживается у самого истока великой древнегреч. философии. Ее призыв
к человеку — познать себя, подкрепленный авторитетом Сократа, стал символическим девизом всего Ч.
Первым, кто вполне ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения был И. Кант.
В
«Антропологии с прагматической т. зр.» (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры
состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. По
Канту, антропология, как «учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде»,
заслуживает название «мироведения». В качестве его источников Кант указывал: самонаблюдение;
наблюдения за др. людьми; сообщения путешественников о др. народах; всеобщую историю и
биографии; художественную литературу. Возрождение философской антропологии в XX столетии
связывают с творчеством М. Шелера. Шелер и его последователи (Г. Плеснер, А. Гелен, А. Портман и
др.) стремились соединить философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами
научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека.
Велико и неоднородно религиозное знание о человеке. Во-первых, человек всегда был одним из
важнейших объектов вероучения, вследствие чего самопознание выступало как необходимый элемент
воспитания человека. В систематическом и истолкованном виде канонические знания о человеке
представлены в религиозной (теологической) антропологии. Во-вторых, самоанализ, самоконтроль
и
самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в
самых разных религиозных системах, в частности в пифагореизме, индуизме, буддизме, суфизме и
христианстве. Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика, см.
Hosted by uCoz