Navigation bar
  Print document Start Previous page
 555 of 640 
Next page End  

Аскетизм).
В-третьих, религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими
исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. «И люди идут
дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю,
круговращению звезд, — а себя самих оставляют в стороне!» (Августин).
Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К первым относят,
напр., генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину.
Гуманитарные науки прежде всего интересуются явлениями, которые выделяют человека из животного
мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными — гены,
анатомическое строение, рефлексы, биохимия и т. п. По давней традиции, к гуманитарным наукам
причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной
деятельности: археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание,
мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека,
антропогеография и др. Удачно определил термин «гуманитарные науки» культуролог Г. Д. Гачев
(1991): «Гуманитарные (от homo)
занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной
культурой, обществом людей. Это есть самосознание человечества, исполнение Сократовой заповеди:
"Познай самого себя", есть рефлексия вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир
культуры». Однако не все науки однозначно распределяются на категории естественные и
гуманитарные (примером является как раз психология человека).
Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе весьма хитрый и основательно запутанный.
Проводить границу между ними — занятие малопродуктивное. Западные социологи давно смирились с
трудностями разграничения социологии и др. гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах
социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей — ее «двоюродными
сестрами». Все они объединяются под разными именами: «социальные науки», «бихевиоральные
науки»,
«общественно-психологические
науки» (Питирим Сорокин) и т. д. Особо отметим, что в
англоязычных странах антропология
— это комплексная наука, включающая не только физическую
(биологическую) антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а
также доисторическую археологию и этнолингвистику Своеобразие этого объединения заключается в
том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования
(в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний). Фактически,
некоторые науки имеют как бы двойное или тройное гражданство (напр., этнопсихология).
Можно
сказать, что идея Ф. Бэкона о принадлежности наук об обществе к Ч. доказала свою жизнеспособность.
Также безосновательны усилия отделить от Ч. «науки о духе». Понимая это, Э. Кассирер для
своего
«Эссе о человеке» выбрал характерный подзаголовок: «Введение в философию человеческой
культуры».
С идеей преодоления раздробленности «отечественных» наук о человеке в 1960-е г. выступил
психолог Б. Г. Ананьев.
Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека,
центральное место он отвел психологии (см. Психологизм).
В этом призыве не учитывается, что и
лингвисты, и географы, и даже физические антропологи в не меньшей степени осознают положение
своих наук как связывающих естество- и обществознание. Др. подход к интеграции научного Ч.
разрабатывался философом
Г. П. Щедровицким.
В его концепции соблюдается принцип равноправия
наук, хотя задача интеграции ставится не по отношению к массивам знания, создаваемым отдельными
науками, а по отношению к 3-м «полярным представлениям» человека: как функционального элемента
социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. Привычные образы
структуры Ч. — «лестница», «дерево», «слоеный пирог», «иерархия». Психология в них либо вообще не
представлена как самостоятельная наука (О. Конт), либо занимает срединное положение между
социальными и биологическими науками. Более эффективен др. образ — сферическая структура, в
которой нет разделения на крайних и срединных, на высших и низших, но м. б. введена многомерная
система координат и полюсов. (Б. М.)
ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР (англ. human operator)
человек, осуществляющий трудовую
деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней
средой через посредство информационной модели и органов управления. См. Инженерная психология.
ЧЕЛОВЕКО-СИСТЕМНЫЙ ИНТЕРФЕЙС (англ. human-system interface)
— технология,
состоящая из полученных на основе исследовательской деятельности (в т. ч. экспериментальным путем)
принципов проектирования, руководств, спецификаций, средств, орудий и методов, необходимых для
проектирования интерфейсов «человек—организация», «человек—работа», «человек—машина»,
«человек—программное обеспечение» и «человек—среда». В 1996 г. Комитет по стратегическому
Hosted by uCoz