Navigation bar
  Print document Start Previous page
 557 of 640 
Next page End  

возымело действие и Корнилов, вместо учителя, стал директором Психологического ин-та. Ч.,
защищаясь от критики, опубликовал брошюру «Психология и марксизм» (1924), придав ей форму
хрестоматии, в которой он сопоставлял подлинные взгляды на проблемы материи и сознания Л.
Фейербаха, И. Дицгена, К. Маркса, Ф. Энгельса (многое в переводе Ч.), В. И. Ленина, Н. И. Бухарина со
взглядами первых примитивных интерпретаторов марксизма П. П. Блонского и Корнилова.
Впоследствии собранный Ч. набор цитат, естественно, без ссылок на первого их собирателя, многие
годы блуждал по страницам марксистов от психологии. На смерть Ч. откликнулась лишь рус.
эмигрантская пресса (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский). (В. П. Зинченко.)
ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА (ЧМТ) (англ. cranial injury, brain injury). ЧМТ наблюдается
при сотрясениях и ушибах мозга. В развитии ЧМТ выделяют 4 периода: начальный, острый, подострый
и отдаленных последствий. Начальный период характеризуется расстройством сознания по типу
оглушения, выраженность которого зависит от тяжести травмы. Для острого периода характерны
восстановление сознания, астения, головные боли, головокружение,
шум в ушах, вегетативные и
вестибулярные нарушения. Часто отмечается ретроградная, а при тяжелых травмах —
антероретроградная амнезия. Подострый период может длиться несколько месяцев и в легких случаях
характеризуется церебрастенией, эмоциональной лабильностью и вегетативными нарушениями. В
тяжелых случаях может наблюдаться чередование периодов эйфории и психомоторного возбуждения с
периодами вялости, адинамии, колебаниями ясности сознания и мнестических процессов. У детей
возможно появление временных явлений регресса. Психические нарушения в период отдаленных
последствий ЧМТ чаще всего проявляются церебрастеническими и неврозоподобными состояниями.
При церебрастенических состояниях отмечаются головокружения, эмоциональная неустойчивость,
колебания
настроения,
склонность к дисфориям. Неврозоподобные состояния проявляются в виде
страхов, заикания. Перенесение ЧМТ может явиться пусковым фактором эпилепсии. (Ю. В. Гущин.)
ЧТЕНИЕ С ГУБ (англ. lip-reading)
— зрительное восприятие устной речи по видимым
движениям речевых органов. Дополняет слуховое восприятие речи, когда оно чем-либо затруднено
(шум, недостаточная громкость речи, невнятность произношения). Глухим и слабослышащим Ч. с г. в
известной степени возмещает возможность или ограниченную возможность слухового восприятия речи.
См. Психология глухих.
ЧУВСТВА (англ. sentiments)
— устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям
действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами;
высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром
объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе
субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов,
связанных с конкретными ситуациями, Ч.
выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека
стабильную потребностно-мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный
характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью
явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает
спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко
сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции.
Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).
Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в
зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно
эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных
воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций,
сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими
динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни
из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же
остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются
его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч.
исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на
единую цель, называется страстью.
Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с
конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.:
Hosted by uCoz