Navigation bar
  Print document Start Previous page
 558 of 640 
Next page End  

моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени
обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку,
произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости,
трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их
разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В. К. Вилюнас.)
ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ — см. Память иконическая.
ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ — см. Отражение чувственное.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (англ. sensitivity).
1. В сравнительной психологии и зоопсихологии, под Ч. понимается способность к элементарной
форме психического отражения — ощущению. Именно с Ч., согласно гипотезе А. Н. Леонтьева и А. В.
Запорожца, начинается развитие психики в филогенезе. В отличие от раздражимости в понятии «Ч.»
используется критерий сигнальности: Ч. — отражение организмом таких воздействий, которые
непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости),
но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно
важными (необходимыми или опасными). Ч. позволяет направить (вести) организм к жизненно
необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей
среды. Для обеспечения Ч. требуются специальные органы (рецепторы),
которые реагируют на
биологически незначимые воздействия; существо, лишенное таких органов, должно утрачивать всякие
реакции (в т. ч. метаболические) на сигнальные раздражители. Благодаря Ч. возникают такие
поведенческие эффекты, как опережающая реакция (реакция на событие, которое еще не наступило) и
непропорциональность энергии реакции по сравнению со слабой мощностью сигнальных, биологически
нейтральных раздражителей. (Б. М.)
2. В классической психофизике,
Ч. — это величина, обратная порогу. Как и пороги, Ч. м. б.
абсолютной, разностной (дифференциальной) и т. д.
Психофизические теории, отрицающие пороговый принцип работы сенсорных систем (см.
Классическая теория непрерывности сенсорного ряда),
используют в качестве меры Ч. не порог, а
некоторые др. показатели (см. Коэффициент d',
Порог
сенсорный, Психофизическая модель теории
обнаружения сигнала).
3. Ч. (в биологическом смысле) — способность живого организма «воспринимать» адекватные и
неадекватные раздражения, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением,
вегетативной реакцией и т. п.; в узком смысле — способность органов чувств и анализаторов
реагировать на появление раздражителя или его изменение.
Различают абсолютную и дифференциальную Ч. 1-ю понимают как способность к
«восприятию» раздражителей минимальной величины (обнаружение);
2-ю — как способность к
«восприятию» изменений раздражителя или различению близких раздражителей. (К. В. Бардин.)
ЧУВСТВО ПРЕПЯТСТВИЯ — см. Психология слепых.
_Ш_
ШАБЛОНЫ (в рисовании) (англ. stencils). Детскому рисованию присуща известная тенденция
к закреплению привычек графических образов. При определенных условиях это превращает образы в
застывшие графические шаблоны. Изобразительные Ш. представляют собой весьма прочные
образования, т. к. они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у
окружающих людей. Ш. могут передаваться из поколения в поколение. В индивидуальном опыте
ребенка Ш. могут жить очень долго.
Закрепление графических образов, превращение их в Ш. имеет двоякое значение для развития
изобразительной деятельности и изобразительных способностей.
С одной стороны, шаблонизация
графических образов создает основу изобразительной деятельности: рисующий соотносит реальный
предмет с возникающим графическим построением этого предмета. Именно наличие набора
графических построений позволяет ребенку успешно продвигаться в собственно изобразительной
деятельности. Однако, с др. стороны, Ш. представляют большую опасность для дальнейшего развития
детского рисования. Если не управлять этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать
ничего, кроме нескольких усвоенных им застывших графических построений определенных предметов.
См. также Рисунок детский, Художественные представления. (В. С. Мухина.)
ШАГ ГЕФФДИНГА процесс обработки информации о стимуле, предшествующий его
Hosted by uCoz