Navigation bar
  Print document Start Previous page
 563 of 640 
Next page End  

утомления,
автоматизации трудовых действий, профессионального отбора и др. Ш. был активным
деятелем движения научной организации труда (НОТ) в СССР. Незаконно репрессирован в 1930-е гг.,
посмертно реабилитирован. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Ш. получил высшее образование в ун-тах Гейдельберга и Лейпцига. О высоком
положении Ш. в отечественной и мировой психотехнике говорят след. факты: Ш. был председателем
Всерос. общества психотехники и прикладной психофизиологии, а также президентом Межд.
психотехнической ассоциации. Арестован 26.01.1935;. «основания» для обвинения в
«контрреволюционной пропаганде» и «троцкизме» были найдены в превосходной научной работе по
социолингвистике: Шпильрейн И. Н., Рейтынбарг Д. И., Нецкий Г. О. Язык красноармейца: Опыт
исследования словаря красноармейца московского гарнизона (М., Л., 1928). Расстрелян по тайному
приговору. (И. А. Мещерякова.)
ШТЕРН ВИЛЬЯМ (Stern, 1871-1938) нем. психолог, специалист по генетической и
дифференциальной психологии, психотехнике, общей и судебной психологии. Разрабатывал концепцию
персонализма. Ввел
понятие «коэффициент интеллекта» (1912) и ставшую общепринятой нотацию
возраста (напр., 3;4 означает 3 г. 4 мес). В противоположность теориям развития, отдающим
предпочтение одному из 2 факторов развития — среде или наследственности, Ш. защищал т. зр.,
называвшуюся им «теорией конвергенции», которая составляет ядро его философии личности (см.
Конвергенции теория). Ш. изучал также речевое и перцептивное развитие детей. 3-я глава работы Л. С.
Выготского «Мышление и речь» называется «Проблема развития речи в учении В. Штерна». Это одна
из самых коротких глав, что указывает на ее незавершенный характер. Свою критику взглядов Ш. на
развитие речи и восприятия Выготский подкрепил экспериментами, с которыми лично ознакомил Ш. во
время его посещения М. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» Выготский подверг
критике персонализм Ш. за его превращение в очень общую философскую концепцию. (Б. М.)
ШУМ (англ. noise).
1. Звук с частотно непрерывным спектром (см. Спектр звуковой).
В отличие от звуков с
гармонической структурой, в слуховом восприятии Ш. высотный и тембровый компоненты не
дифференцируются. Дифференцированному восприятию Ш. способствует различное распределение
интенсивности спектра вдоль частотной оси и индивидуальность временных характеристик.
К Ш. относят грохот, треск, шорох, шелест, согласные звуки речи, звуки шумовых музыкальных
инструментов и т. д. Между Ш. и интонированными звуками существует много промежуточных и
смешанных звуков (напр., жужжание, журчание, гласные звуки речи).
Многочисленные экспериментальные исследования установили отрицат. влияние длительного
воздействия Ш. Напр., обнаружена обратно пропорциональная зависимость между уровнем городского
Ш. и школьной успеваемостью детей. Ш. с уровнем 75 дБ приводит к снижению слуховой
чувствительности,
повышению артериального давления; высокочастотные Ш. с уровнем 80 дБ — к
значительному изменению артериального давления, быстрому утомлению, снижению
работоспособности. Длительное воздействие такого Ш. м. б. причиной тугоухости, глухоты,
гипертонической и язвенной болезней. См. Децибел, Слух.
2. В теории связи, психофизике и инженерной психологии термин Ш. применяется в значении
«помеха» и противопоставляется понятиям «сообщение» или «полезный сигнал». См. Белый шум,
Психофизическая модель теории обнаружения сигнала.
_Щ_
ЩЕДРОВИЦКИЙ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1929-1994) рос. философ, методолог,
специализировавшийся в областях теории мышления,
теории деятельности,
содержательно-
генетической логики, рефлексии,
системно-мыследеятельной методологии и методологии проведения
организационно-деятельностных игр, психологии детской игры.
Для работ Щ. характерен
междисциплинарный подход, руководство и проведение комплексных исследований. В начале 1950-х
гг. одним из первых начал извлекать из небытия запрещенные труды Л. С. Выготского.
В эти же годы
организовал семинар по исследованию систем и структур и семинар-комиссию по психологии
мышления. Руководил ими до 1989 г. Через его семинары прошли многие поколения психологов и
благодаря им приобретали методологическую культуру. На протяжении многих лет тесно
взаимодействовал с В. В. Давыдовым,
Н. И. Непомнящей и др. психологами, по проблемам развития
мышления (см.: Щ. Избранные труды. — М., 1995). (В. П. Зинченко.)
Hosted by uCoz