Navigation bar
  Print document Start Previous page
 564 of 640 
Next page End  

_Э_
ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН (Ebbinghaus, 1850-1909) нем. психолог. Наиболее известен своими
экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры
при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Составив множество трехбуквенных
бессмысленных слогов и образовав из них ряды различной длины, Э. прочитывал их под метроном,
пытаясь запомнить предъявленный материал. Кажущаяся простота и механистичность процедуры
эксперимента привела, однако, к открытию множества феноменов из области психологии памяти. Э.
обнаружил т. н. «фактор края», т. е. лучшее запоминание первых и последних слогов ряда (см.
Позиционная кривая), объясняемое Э. фактом «тормозящего влияния» представлений слогов в сознании
друг на друга (в середине ряда торможение имеет место с 2 сторон, а по краям — только с 1 стороны).
Были выведены также кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят
отчетливо нелинейный характер. Кроме того, Э. установил факт увеличения скорости запоминания
осмысленного материала по сравнению с бессмысленным. Его последователь А. Йост, пользуясь
приемами Э., открыл также закон влияния распределения одного и того же количества повторений во
времени (напр., по дням) на эффективность запоминания (см. Закон Йоста).
Разработанные Э.
методики до сих пор используются в эмпирических и прикладных исследованиях процессов памяти. (Е.
Е. Соколова.)
ЭБНЕЯ ЗАКОН (англ. Abney's law)
экспериментально установленное правило: яркости
отдельных спектральных цветов при их комбинации, дающей новый цвет, суммируются. См.
Аддитивное смешение цветов, Законы смешения цветов, Смешение цветов.
Не путать с эффектом
Эбнея (см. Эбнея эффект).
ЭБНЕЯ ЭФФЕКТ (англ. Abney's effect)
кажущаяся динамика пространственного
распределения яркости при резком включении и выключении освещения однородного поля достаточно
большого размера (несколько угл. град по длине и ширине). При включении освещения кажется, что
свет сначала появляется в центре поля, а затем перемещается к его краям. При выключении
переживается обратная динамика (сначала исчезает ощущение на краях, затем в центре). Не путать с
законом Эбнея (см. Эбнея закон). (Б. М.)
ЭВИДЕНТНОСТЬ — см. Психология акта.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Зоопсихология.
ЭВРИСТИКА.
1. Э. как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как «наука о том, как делать
открытия». Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору
известной книги «Математическое открытие». Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древнегреч.
философии возник вопрос: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что
ищем, то зачем нам это искать?»
Термин «Э.» обязан своим происхождением легендарному возгласу «эврика!» (от греч. eurhka
нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило
решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о
точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.)
В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др.
словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление
продуктивное).
Из сказанного следует наличие
непосредственной связи эвристических и творческих
решений. Если центральным элементом
творчества является озарение (инсайт),
что связано с
нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. — это наука о том, как должна быть
организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого
процесса.
2. Э. как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе
потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший
пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих
принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет
лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис. 11 подобная ситуация
изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б.
Ясно, что поиск
выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что
Hosted by uCoz