Navigation bar
  Print document Start Previous page
 566 of 640 
Next page End  

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА —
процесс обучения, основанный на принципах и
правилах эвристики (как науки). Прообразом Э. п. считается майевтика (греч. акушерство, повивальное
искусство). Эта аналогия связана с понятием сократических бесед, т. е. бесед, или споров, в которых
Сократ при помощи искусно поставленных вопросов помогал собеседнику самому приходить к
правильным выводам, рождать новое (для него) знание. Т. о., Сократ выступал в роли педагога, который
умело управлял процессом познавательной деятельности своего ученика. Причем не просто управлял,
но в ходе бесед или споров показывал примеры творческого процесса решения задач.
Методы Э. п. представляют собой самые разные приемы и способы, которыми пользуется
педагог при обучении уч-ся творческому, нестандартному решению не только простых, но и
нетривиальных задач. Однако возникает вопрос, чем же объясняется тот факт, что эвристические
методы не позволяют использовать точные правила, прямо приводящие к решению задачи. Частичный
ответ м. б. дан, исходя из модели семантических сетей.
Действительно, представим себе творческое
решение к.-л. задачи как переход от одного узла знаний к др., причем переход, совершаемый в
имитирующей мозг трехмерной среде, либо с использованием связи, имеющей малый приоритет (редко
использующейся), либо переход с построением новой связи. Тогда, в рамках такой модели становится
ясно, что указать какую-то точную рекомендацию равнозначно самому решению, в противном случае
рекомендация может только указать направление решения и в этом смысле быть эвристической. (В. М.
Кроль.)
ЭГОЦЕНТРИЗМ — см. Пиаже Ж.
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (англ. egocentric speech)
одно из внешних проявлений
эгоцентрической позиции ребенка. Согласно Ж. Пиаже, детская речь эгоцентрична потому, что ребенок
говорит лишь «со своей т. зр.» и не пытается стать на т. зр. собеседника. Ребенок думает, что другие его
понимают (так же, как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и
действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
Такое понимание Э. р. встретило много возражений (Л. С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, С.
Айзенк и др.), и Пиаже в более поздних работах попытался уточнить смысл этого понятия. По Пиаже,
ребенок не осознает различия собственной и чужой т. зр. Э. р. не охватывает всю спонтанную речь
ребенка. Коэффициент Э. р. (доля Э. р. в массиве спонтанной речи) изменчив и зависит от активности
самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и
между детьми-ровесниками.
В среде, где господствуют спонтанные, случайные связи и ребенок предоставлен самому себе,
коэффициент Э. р. возрастает. Во время проведения символической игры он более высок по сравнению
с обстановкой совместно организованной работы детей. С возрастом устанавливаются различия между
игрой и экспериментированием, и коэффициент Э. р. уменьшается.
В 3 года он достигает наибольшей величины: 75 % от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет Э. р.
постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет
взрослого и отношения принуждения, процент Э. р. довольно высокий. В среде ровесников, где
возможны дискуссии и споры, процент Э. р. снижается.
Выготский придавал понятию «Э. р.» иное значение. Согласно его концепции, Э. р. — это «речь
для себя», и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь.
Пиаже
высоко оценил гипотезу Выготского, одновременно подчеркнув своеобразие собственной концепции. Э.
р. характеризуется, по мнению Пиаже, тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции
и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные
представления. (Л. Ф. Обухова.)
ЭДАЛТОМОРФИЗМ (англ. adultomorphism)
— интерпретация поведения ребенка с т. зр.
взрослого; неоправданная атрибуция (предикация) ребенку свойств, черт или процессов взрослого.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — см. Комплекс Эдипа.
ЭЙДЕТИЗМ (от греч. eidos образ, внешний вид) способность к запечатлению и
сохранению во всех деталях образов предметов после прекращения их восприятия. Син. эйдетическая
способность. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает
воспринимать предмет в его отсутствие. Механизм не исследован.
ЭЙДЕТИК (англ. eidetiker)
лицо, обладающее эйдетической способностью. По некоторым
осторожным оценкам, среди детей Э. составляют около 5%, тогда как среди взрослых их в лучшем
случае 1 на 1000.
ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ (англ. eidetic image) проецированный образ (обычно зрительный,
но м. б. и любой др. модальности), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по
Hosted by uCoz