Navigation bar
  Print document Start Previous page
 569 of 640 
Next page End  

книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология
этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках
междисциплинарной этологии человека.
Как и в классической зоологической этологии,
в них
подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому
последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом
исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований —
взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со
стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика
(пространственная психология). (Б. М.)
ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (от лат. exhibitio
выставление, предъявление) — вид полового
извращения,
при котором сексуальное удовлетворение достигается путем демонстрации гениталий
лицам против. пола вне ситуации половой близости. Э. чаще встречается у мужчин; однако можно
сказать, что женщины, профессионально занимающиеся стриптизом или любящие обнажать грудь и
бедра, имеют эксгибиционистские наклонности. Элементы Э. нередко наблюдаются у детей (у 5% до 7
лет и 1% 7-10 лет). Обычно демонстрация детьми своих половых органов лишена сексуальной окраски,
но при определенных условиях (в частности, при снижении порогов возбудимости, нарушении сроков
психосексуального развития, некоторых нервно-психических заболеваниях) она может вызывать
сексуальное возбуждение и в дальнейшем обрести девиантный характер.
Типичная тактика эксгибициониста заключается в подкарауливании ни о чем не подозревающей
женщины или ребенка и неожиданному обнажению перед ними. Часто сочетается с садизмом
(наслаждение от испуга жертвы), мазохизмом (наслаждение от сознания совершения недозволенного и
страха) или садомазохизмом.
Частный случай представляет собой словесный (вербальный) Э. —
нашептывание сальностей, непристойностей, интимных подробностей (в т. ч. по телефону). (И. А. М.)
ЭКСПЕРИМЕНТ — см. Метод эксперимента.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. experimental psychology)
— общее
наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод
эксперимента, г. о. лабораторного эксперимента.
Первые опыты лабораторных исследований по
психологии были проведены не психологами, а астрономами (Бессель, 1823) и др. специалистами.
Физиолог Э. Вебер экспериментально исследовал пороги ощущений (1834; см. Закон Вебера).
Систематические экспериментальные исследования начаты были в Лейпцигской лаборатории В. Вундта
(1879), но намного раньше теоретические и методологические основы психофизического эксперимента
разработал Г. Т. Фехнер (1860). В России 1-я экспериментально-психологическая лаборатория была
основана в Казани В. М. Бехтеревым (1885). С 1880 г. начинает вести экспериментальную работу в
Одессе Н. Н. Ланге (см. Микрогенез). Во Франции (Париж) открывается лаборатория физиологической
психологии (1889), вскоре (с 1895) ее директором становится А. Бине.
В 1880-х гг. открываются
экспериментально-психологические лаборатории в США, Англии и др. странах. Почти все психологи
конца XIX — нач. XX в., сыгравшие сколько-нибудь значительную роль в развитии своей науки, были
выдающимися экспериментаторами. В наше время происходит быстрое развитие Э. п., она завоевывает
новые сферы изучения. Наряду с расширением и совершенствованием собственно психологических
методов (лабораторного, естественного экспериментов, наблюдения, психометрики и др.) Э. п.
использует методы смежных с ней наук — нейрофизиологии, биологии, социологии и др.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического
развития) разработан Л. С. Выготским и связан с его теорией развития высших психических
функций.
Впервые был применен Выготским, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым при исследовании
формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти (конец 1920-х гг.). Сущность
метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих
созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого
экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали 2 основных положения: 1)
специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие
разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические
орудия-средства —
знаки
т. ч. символы, язык,
меры, сенсорные эталоны и т. п.); 2) всякий
психический процесс возникает и функционирует в 2 планах — социальном и психологическом, или,
как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После
смерти Выготского Э.-г. м. с успехом применялся в многочисленных исследованиях (при формировании
звуковысотного слуха Леонтьевым, в исследовании произвольных движений А. В. Запорожцем,
при
изучении закономерностей развития восприятия Л. А. Венгером и др.). Существенный вклад внес П. Я.
Hosted by uCoz