Navigation bar
  Print document Start Previous page
 571 of 640 
Next page End  

проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная Э. р. имеет сходное
психологическое строение, за исключением завершающего этапа, который выражается здесь в виде
написания слов (рукописно или на машинке). Нарушения устной и письменной Э. р. характерны для
различных форм афазии и обусловлены либо дефектами замысла высказывания и внутренней речи,
либо трудностями произношения слов или их написания. Характер нарушения устной и письменной Э.
р. определяется локализацией поражения коры головного мозга (левого полушария у правшей). У
слепых письменная Э. р. выражается в воспроизведении слов с помощью шрифта Брайля. Э. р.
дактильная, применяемая глухими и слепоглухими, выражается в воспроизведении слов с помощью
дактильных знаков. См. Дактилология, Импрессивная речь, Эндофазия. (Е. Д. Хомская.)
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (от лат. expresse
выразительно, ясно) — в лингвистике —
характеристика языковых единиц и речевых актов, как средств выражения субъективного (личного)
оценочного отношения говорящего к содержанию или адресату речи; Э. усиливается
паралингвистическими средствами общения (громкость, темп, тембр речи, мимика, позы, жесты).
ЭКСПРЕССИЯ (англ. expression выражение, напр. лица, глаз; изображение).
1. Любой внешний показ, демонстрация, имитация с помощью движений, поз и звуков.
2. Непосредственно наблюдаемые внешние сигналы и знаки, информирующие о внутреннем
состоянии субъекта. Напр., эмоциональная Э. — сигналы и знаки (вербальные, жестовые,
мимические), информирующие об эмоциональном состоянии субъекта; речевая Э. — способность речи
выражать психическое состояние говорящего (в т. ч. эмоциональное).
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior
— внешний, наружный) — вынесение вовне
результатов умственных действий,
осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в
материальном продукте. Напр., реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции,
выраженной предметно или графически; воспроизведение художником в виде рисунка образов, которые
создаются первоначально «внутренним взором». Э. осуществляется не только в процессе творчества
как завершающий его этап. При решении любой учебной задачи также можно обнаружить тесную связь
и чередование внутреннего и внешнего. Так, результаты умственных действий, совершаемых в процессе
решения задачи в уме, записываются словесно или изображаются в виде графических схем,
реализуются в тех или иных практических действиях.
Как направление умственной деятельности, Э. противоположна
интериоризации,
характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме.
В ходе психического развития ребенка совершенствуются оба эти процесса.
Добавление: Если понимать интериоризацию генетически (как процесс психического развития),
то против. следует считать процесс разрушения, инволюции, деградации (высшей психической
функции). В широко распространенном противопоставлении Э. и интериоризации эти термины
трактуются функционально, что равносильно употреблению др. пары терминов — «объективация» и
«субъективация». (Б. М.)
ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ (англ. exteroceptive field)
совокупность рецепторов и
органов чувств, расположенных на наружной поверхности тела. Э. п. включает зрительные, слуховые,
обонятельные, вкусовые и тактильные рецепторы.
ЭКСТЕРО(РЕ)ЦЕПТОРЫ (англ. exteroceptor,
от лат. exter — наружный + receptor
принимающий) рецепторы зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильные и др., получающие
раздражения из внешнего мира, в отличие от интеро- и проприорецепторов, реагирующих на изменения,
происходящие внутри организма. Делятся на контактные и дистантные. См. Классификации ощущений,
Контактные рецепторы, Рецепторы.
ЭКСТРАВЕРСИЯ (англ. extraversion;
от лат. extra — вне + versae, versie — поворот; букв.:
обращенность вовне) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как
склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность,
разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Именно таким представлял себя
Монтень: «Мое истинное призвание — общаться с людьми и созидать. Я весь обращен к внешнему
миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы». К комплексу черт экстраверта относят также
оптимизм, импульсивность,
беспечность, непостоянство. Э. рассматривается как противоположность
интроверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала (в личностных опросниках Г.
Айзенка; в 16-факторном опроснике Р. Кэттела; в «Большой пятерке» и др.). Большинство людей
получают средние оценки по шкале «Э.— интроверсия» (обычное название этой шкалы —
«экстраверсия»). Шкала Э. объединяет весьма неоднородные характеристики. Среди них можно найти,
если говорить терминами некоторых рос. авторов, и формально-динамические, и стилевые, и
Hosted by uCoz