Navigation bar
  Print document Start Previous page
 574 of 640 
Next page End  

высокочастотного альфа-ритма. Формируется свойственная взрослым людям его пространственно-
временная организация.
Электроэнцефалографические исследования детей и подростков широко используются для
оценки зрелости мозга, готовности к обучению, для анализа трудностей школьного обучения а также с
целью выяснения закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивных процессов.
Э. широко используется в клинике для диагностики органических и функциональных нарушений
деятельности мозга. ЭЭГ — один из основных критериев оценки различных стадий сна в континууме
сонно-бодрственного цикла. Методами ЭЭГ исследуются также специфические локальные реакции на
воздействие внешних раздражителей, возникающие преимущественно в проекционных зонах, —
вызванные потенциалы. См. Методы электрофизиологические, Психофизиология. (Н. В. Дубровинская,
Д. А. Фарбер.)
ЭЛЕМЕНТ (от лат. elementum
первоначальное вещество, член ряда) — составная часть
сложного целого, минимальный компонент системы, далее неделимый, который образуется в результате
ее расчленения определенным способом. Впервые термин «Э.» как метафорическое обозначение
отдельных тел был введен Платоном,
а в качестве философского термина широко использовался
Аристотелем.
В дальнейшем понятие Э. стало употребляться в основном в гносеологии для
определения относительно самостоятельных, устойчивых и взаимосвязанных явлений, которые
выделяются в результате абстрагирования и отвлечения от многих реальных сторон объектов познания.
Подобные абстракции необходимы и полезны, т. к. позволяют проникнуть в более глубокие
материальные отношения и системное строение объектов действительности. Объектами м. б. вещи,
процессы, свойства и любые отношения. Для познания их строения они могут расчленяться на Э.
различными способами и поэтому использование понятия Э. является не однозначно определенным, а
относительным, соответствующим четко фиксированному способу выделения Э.
Для характеристики системы важно не то, каков субстрат элемента, а чему он служит в рамках
целого, какую функцию выполняет в качестве минимальной самостоятельной единицы. Поэтому еще в
нач. развития теории Э. и их связи в структуре были выделены в качестве фундаментальных такие
свойства Э., как объективность, абсолютность и относительность, статичность и динамичность и т. д.,
которые выражают общие свойства процессов. Понятие Э. приобретает смысл только в соотношении с
понятием структуры взаимосвязи Э. и системы их взаимных отношений (см. Функциональная
структура). (В. М. Гордон.)
ЭЛЬКИН ДАВИД ГЕНРИХОВИЧ (1895-1983) сов. психолог, ученик Н. Н. Ланге (см.
Микрогенез),
несколько десятилетий (до 1976) заведовал кафедрой психологии Одесского гос. унта,
больше всего и наиболее продуктивно изучал восприятие времени.
Его монография «Восприятие
времени» (1962) удостоена 1-й премии К. Д. Ушинского. Автор более 200 работ по общей, детской,
педагогической и инженерной психологии. (Б. М.)
ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ (1904-1984) сов. психолог. На основе развития идей
культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н.
Леонтьева создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе,
основание которой служит понятие «ведущая деятельность».
Известен также разработкой
психологической теории игры,
исследованиями формирования личности ребенка, сыгравших
значительную роль в понимании исторической природы детства. Э. — автор ряда экспериментальных
букварей, в которых была реализована оригинальная методика Э. обучения детей чтению. См.
Развивающее обучение. (Е. Е. Соколова.)
ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ см. Синергетика.
ЭМОЦИИ (от лат. emovere волновать, возбуждать) особый класс психических процессов и
состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и
отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.)
значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных
механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на
удовлетворение актуальных потребностей.
В античной философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия
или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.).
Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового
времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана
на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с
Hosted by uCoz