Navigation bar
  Print document Start Previous page
 577 of 640 
Next page End  

Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности
эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих
компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы — эмоциональный (аффективный) тон
ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) Э., чувства, настроения — структурируют
множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами Э., но этот
перечень является скорее интуитивной квазиклассификацией. (Б. М.)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ см. Амбивалентность чувств.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ (англ. emotional ear)
сравнительно новый термин,
предложенный биологом В. П. Морозовым (1985) для давно известной и изучавшейся в психологии
способности распознавать по звуку голоса (в частности, говорящего) человека его эмоциональное
состояние. Э. с. рассматривается как эволюционно более древняя форма слухового восприятия по
сравнению с речевым (семантическим) слухом. В. П. Морозов разработал тест для определения степени
развития Э. с. В этом тесте обследуемому предъявляются для декодирования эмоционального состояния
три фразы (в магнитофонной записи), произнесенные профессиональным актером, который имитировал
5 состояний (радость, печаль, страх, гнев и нейтральное состояние). Сначала предъявляется 10 раз одна
фраза, затем 10 раз вторая и 10 раз третья. Разные эмоциональные экспрессии предъявляются
равновероятно и в случайном порядке. Сразу после прослушивания прозвучавшей фразы слушатель
должен определить ее эмоциональную окраску. (Б. М.)
ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia сопереживание).
1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование).
Способность к Э. — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как
проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).
2. Эстетическая Э. — вчувствование в художественный объект, источник эстетического
наслаждения.
3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных
(нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных)
и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как
социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации.
Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших
личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие
различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая
Э.).
Сопереживая,
человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание
может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и
по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы
(эстетическое сопереживание). См. Идентификация.
При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный
отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические
мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).
Наконец, симпатия — теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П.
Гаврилова.)
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. empirical psychology)
термин, введенный нем.
философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает
конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся
«бессмертной» душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их
классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка
была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.
В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее
месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В
средние века важность эмпирико-психологического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в
особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху
Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач Х.
Л. Вивес,
книга которого «О
душе и жизни» (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес
доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом
анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о
людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что
Hosted by uCoz