Navigation bar
  Print document Start Previous page
 584 of 640 
Next page End  

2. Э. л. (англ. effectance)
интегральная способность быть компетентным, соответствовать
требованиям среды. В рамках адлеровского подхода выделяется мотив эффективности, который
побуждает ребенка преодолевать чувства неадекватности и неполноценности, побуждает к попыткам
стать компетентным. (Б. М.)
ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ, ЭФФЕКТ КРАЯ
— см. Позиционная кривая, Эффект
первичности.
ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ (в процессах общения) (англ. primacy effect)
часто имеющее
место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления
(напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь. Э. п. не сводится лишь к
особенностям памяти и одноименному мнемическому эффекту (см. Позиционная кривая). Более ранняя
информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра:
установка «усиливает» информацию, подтверждающую ее, и «ослабляет» информацию, которая
противоречит ей. Э. п. не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против. эффект,
который называется «эффект недавности» (recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно
выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр., в судебном процессе
(особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после
перерыва в несколько дней). (Б. М.)
ЭФФЕКТ ПОДСКАЗКИ — см. Помехоустойчивость оператора.
ЭФФЕКТ ПУРКИНЬЕ — см. Пуркинье эффект.
ЭФФЕКТ СТАЙЛСА—КРОУФОРДА — см. СтайлсаКроуфорда эффект.
ЭФФЕКТ СТРУПА (англ. Stroop test)
затруднение в назывании цвета, которым написано
слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С.
разработал J. P. Stroop в 1935 г. Оригинальный тест состоит из ряда карт, на которых представлены
названия цветов, отпечатанные разным цветом. Испытуемого просят, игнорируя значение слова,
сообщать только о цвете шрифта, однако Э. С. показывает, что слова непроизвольно читаются и их
семантика интерферирует с задачей опознания несемантического признака, что проявляется в
увеличении времени реакции и частоты ошибок. Э. С., как и метод дихотического прослушивания,
используется для исследования селективности настройки произвольного внимания. (Б. М.)
ЭФФЕКТ СУФФИКСА (англ. suffix effect) мнемический эффект, состоящий в снижении или
устранении эффекта недавности (т. е. лучшего воспроизведения последних членов ряда по сравнению
со средними) вследствие добавления в конце ряда стимула (называемого суффиксом), который не
требуется запоминать и воспроизводить. Э. с. первоначально был открыт для вербального,
предъявляемого на слух материала; позднее он был получен для музыкальных звуков и при свободном
воспроизведении — для зрительно предъявляемого материала (картинки, написанные слова). Иногда
переводится как «эффект дополнения». См. также Позиционная кривая. (Б. М.)
ЭФФЕКТ ЭБНЕЯ — см. Эбнея эффект.
ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия.
ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens выносящий) нервные волокна, передающие сигналы из
центральных отделов в нижележащие и периферические отделы н. с., а также сами эти сигналы. Син.
центробежный, центрифугальный (от лат. centrum центр + fuga — бегство). Ср. Кортикофугальный.
ЭХОЛАЛИЯ (от греч. echo отражение звука + laleo говорю) автоматическое повторение
чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в т.
ч. при имбецильности и резко выраженной дебильности (см. Умственная отсталость). Э. встречается
иногда и у нормально развивающихся детей, представляя собой один из ранних этапов становления их
речи. (В. В. Лебединский.)
ЭХОПРАКСИЯ (от греч. echo
отражение звука + praxis
действие) — подражательный
автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей. Э. может проявляться в
различных формах: чаще больной человек повторяет только сравнительно элементарные движения,
которые совершаются перед его глазами (напр., поднятие руки, хлопанье в ладоши). Одна из форм Э. —
эхолалия.
Наиболее выраженная форма Э. наблюдается при шизофрении, но некоторые формы встречаются
у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в частности, при имбецильности
и резко выраженной дебильности (см. Умственная отсталость). (Е. Д. Хомская.)
_Ю_
Hosted by uCoz