Navigation bar
  Print document Start Previous page
 586 of 640 
Next page End  

подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления
(англ. adolescence;
на рус. язык этот термин часто переводят как «отрочество» или в зависимости от
контекста и внимательности переводчика — «подростковый возраст», либо — «юность»), содержанием
которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет.
В отечественной науке принято рассматривать Ю. в. как самостоятельный период развития человека,
его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают
до 15-17 лет, и тогда Ю. в. оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с
периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.
В Ю. в. в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое
созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность,
заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Ю. в. — исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих
взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим,
социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню
профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого Ю. в.
не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных
социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического
и социального «созревания» протекают неравномерно и разновременно у разных людей и
соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и
описания этого важного этапа развития человека.
Психологическое изучение Ю. в. началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из
высших слоев общества. В результате в конце XIX — нач. XX в. господствовала т. н. романтическая
модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска».
Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б.
Заззо и многих др. становится невозможен анализ Ю. в. без учета этнокультурных и социокультурных
различий.
Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в Ю. в. составляет то, что
юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к Ю. в.
связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной
направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути,
самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон)
превращаются в «аффективный центр»
(Л. И. Божович)
жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все
интересы подростка. В Ю. в. психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в
объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид
конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых). См. Периодизация
психического развития. (Н. Н. Толстых)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ —
см. Психология юридическая, Психология правовая,
Психология судебная.
_Я_
ЯДЕРНАЯ ПЛОСКОСТЬ — см. Стереопсис.
ЯЗЫК.
1. Я. (англ. language)
— система знаков любой физической природы, служащая средством
осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов — явление,
общественно необходимое и исторически обусловленное. Одним из непосредственных естественных
проявлений Я. выступает речь как звукословесное общение.
2. Я. (англ. tongue) — анатомический термин, обозначающий мышечный вырост на дне ротовой
полости; принимает участие в акте речи и является органом вкуса.
Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept)
развивающаяся система представлений человека о
самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических,
социальных и пр. свойств; б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную
личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической,
гуманистической психологии,
представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс),
в отличие от
бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как
Hosted by uCoz