Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 640 
Next page End  

симпатическую и парасимпатическую н. с: Симпатическая н. с. представлена в основном в грудном
отделе спинного мозга в виде групп нервных клеток, образующих т. н. боковой рог серого вещества.
Постганглионарные волокна симпатической н. с. передают возбуждение на иннервируемый орган в
основном с помощью медиатора норадреналина, т. е. являются адренергическими (см. Катехоламины).
Парасимпатическая н. с. представлена в стволовом отделе головного мозга (в составе ядер
глазодвигательного, блуждающего и языкоглоточного нервов) и в крестцовом отделе спинного мозга.
Ее постганглионарные волокна осуществляют свое действие с помощью медиатора ацетилхолина
(холинергические волокна).
Во многих органах и системах организма эффект возбуждения симпатической н. с.
противоположен эффекту возбуждения парасимпатической н, с. (соответственно — учащение и
урежение сокращений сердца, повышение и снижение артериального давления вследствие воздействия
на мышцы сосудов, торможение моторики и секреции пищеварительного тракта и их усиление и т. п.),
что дало основание говорить об известном функциональном антагонизме этих отделов В. н. с.,
направленном на обеспечение оптимального режима работы внутренних органов.
Периферические отделы В. н. с. находятся под контролем более высоко расположенных отделов
ц. н. с. Высшая же интеграция вегетативных функций осуществляется на уровне гипоталамуса.
В
основном через гипоталамус оказывают влияние на вегетативные процесс в организме др. высшие
отделы: новая и древняя кора, подкорковые ядра, ретикулярная формация мозгового ствола.
Функциональная активность В. н. с. связана г. о. с 3 категориями процессов в организме:
поддержание постоянства внутренних условий деятельности организма (см. Гомеостаз); вегетативным
обеспечением функций разных систем, в т. ч. ведающих и поведенческой активностью; организацией
защитных реакций на вредоносное воздействие. Син. автономная н. с., висцеральная н. с.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. leading activity)
— деятельность,
выполнение которой
определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени
развития его личности.
Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др.
видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Суть концепции можно сформулировать в виде
закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического
развития и определенным видом В. д.
Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того,
какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см.
Усвоение).
Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют
выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-
манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок
усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-
ролевая игра,
характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников.
Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы:
общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная)
деятельность (Д. И. Фельдштейн, В.
В. Давыдов),
самоопределение, ролевое экспериментирование,
референтно значимая деятельность и т. п. (см. Подростковый возраст).
На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный
путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и
воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей
на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной
системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место,
определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе.
См. Деятельность детская.
Добавление ред.: 1.
Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для
периода жизни, который изучается в рамках детской психологии,
причем, как еще недавно было
принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже
юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр
простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия
деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в
этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных
положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий
психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к
процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого
Hosted by uCoz